Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научное знание представляет собой главную часть науки. В отличие от искусства и литературы, научное знание не имеет глубокой привязанности к своему автору, потому что все научные знания представляют собой этап науки. Об этом говорит история науки, известны факты, когда разные ученые в разных частях света делали одни и те же открытия.
Главный смысл научного знания заключается в определении объективных природных и социальных законов действительности. Поэтому происходит ориентирование исследования на изучение общих свойств предмета, его основных характеристик, на выражение этих свойств в системе идеализированных объектов. Без данного действия не будет науки, потому что понятие научности – это открытие законов и понимание сущности явлений, которые изучаются.
1 Понятие научного знания, особенности
Научное знание представляет собой систему знаний, включающую:
- знания о законах природы,
- знания о законах общества,
- знания о законах мышления.
Научное знание - это основная научная картина мира, его можно определить как совокупность следующих элементов:
- когнитивная основа деятельности человека,
- социально значимая деятельность;
- знания с разной степенью достоверности.
Научное знание обладает своими особенностями.
Особенности научного знания заключаются в отсутствии обыденности, оно является более глубоким, проникает в суть вещей, объясняет различные взаимосвязи и закономерности.
По мнению Аристотеля, отсутствие обыденности научного знания можно объяснить тем, что оно возникает в ходе всех исследований, распространяясь на:
- гипотезы,
- причины,
- элементы хода исследований.
Научное знание имеет такие особенности как:
- систематичность,
- познавательность проводимых процедур.
Научное знание можно определить как знание, которое будет получено специфическими научными методами и средствами, такими как:
- анализ,
- вывод,
- синтез,
- доказательство,
- наблюдение,
- эксперимент и другие.
Научное знание характеризуется особым научным языком, а те, кто являются носителями научного знания, вступают в особые сообщества, которые фиксируют и распространяют научное знание в виде печатной продукции и компьютерных баз данных.
Научное знание имеет следующие особенности:
- Систематизированность. Систематизированность – это свойство, при котором научное знание имеет систематизированный вид и непротиворечивость. Система представляет собой внутреннее единство, в котором нельзя добавить или убрать элемент без воздействия на всю систему элементов.
- Обоснованность. Обоснованность представляет собой необходимость проверки данных различными способами:
- наблюдением,
- экспериментальным путем,
- анализом литературы,
- анализом статистических данных.
Обоснованность влечет за собой непротиворечивость научного знания, его соответствие полученным эмпирическим данным. По мнению многих ученых именно обоснованность научного знания является основным фактором развития науки.
- Теоретичность знания предполагает получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру, а затем уже на их основе проводятся прикладные исследования, если их допускает существующий уровень развития техники. Так, на Древнем Востоке научные знания использовались лишь в религиозных магических ритуалах и церемониях либо в непосредственной практической деятельности, поэтому в данном случае мы не можем говорить о наличии науки как самостоятельной сферы культуры.
2 Состав и структура научного знания
Структура научного знания – это сложная система, имеющая достаточно разветвленную иерархию. Она состоит из таких категорий, как: уровни; элементы; основания
Для достижения полной объективности изучения действительности применяются разные уровни научного знания:
- эмпирический;
- теоретический;
- философско-мировоззренческий.
Эмпирический уровень научного знания заключается в изучении предметов, явлений, процессов осуществляется с помощью сбора фактов. В дальнейшем они обобщаются, описываются, классифицируются, систематизируются. Эмпирический уровень дает возможность фиксировать данные о произошедших событиях, свойствах определенных процессов и их взаимодействиях и устанавливать закономерности. Эмпирический уровень включает в себя подуровни:
- наблюдательный,
- экспериментальный,
- сравнительный,
- измерительный.
Наблюдательный подуровень научного знания в основе имеет работу органов чувств. Представляет собой пассивное изучение предметов, а также явлений.
Экспериментальный подуровень научного знания - это получение знаний посредством вмешательства в изучаемый процесс, занимаясь его воспроизведением в условиях, которые специально создаются и контролируются.
Сравнительный подуровень научного знания – уровень, состоящий из отдельных элементов- операций, констатирующих сходство либо различие между объектами научного знания.
Измерительный подуровень научного знания – это комплекс действий, которые выполняются с помощью вспомогательных средств и инструментов, с целью получения результата в определенных числовых единицах.
3 Объект и предмет научного знания
Субъектом научного знания является личность или коллектив, которые и формируют новое знание. Научное знание осуществляется отдельными представителями, которые образуют научное сообщество. Научное сообщество находится в постоянном развитии, складываясь в различные формы:
- социального вида,
- профессионального вида.
К таким формам можно отнести:
- высшие учебные заведения,
- академии,
- лаборатории,
- НИИ.
Субъект научного знания - это общественно-историческое существо, которое занимается осуществлением познавательной деятельности, используя различные научные методы.
Цели исследования в науке определяются задачами общества, его потребностями. Но все – таки именно научное сообщество может поставить и сформулировать настоящую научную задачу перед научным исследователем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научное знание представляет собой главную часть науки.
Научное знание представляет собой систему знаний, включающую:
- знания о законах природы,
- знания о законах общества,
- знания о законах мышления.
Научное знание - это основная научная картина мира.
Научное знание имеет особенности: систематизированность, обоснованность, теоретичность, получение объективной истины, внутренняя непротиворечивость и внешняя оправданность.