Фрагмент для ознакомления
2
Порядок расчета и уплаты налога на игорный бизнес
Игорным бизнесом считается та предпринимательская деятельность, которая не занимается реализацией товаров и услуг. Эта деятельность связана с тем, что организация или предприниматель получает свой доход от проведения им азартных игр и пари, при этом они должны некоторым игрокам обеспечивать выигрыш для того, чтобы в дальнейшем привлечь к себе клиентов.
Уплачивают налог на игорный бизнес юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. В соответствии со ст. 365 НК РФ это могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели, имеющие игровые столы, игровые автоматы, процессинговый центр тотализатора, пункт приема ставок тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок букмекерской конторы.
В России это региональный налог. Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Согласно ст. 366 НК РФ объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес различаются в зависимости от применяемых игровых аппаратов, к которым относятся: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.
Каждый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту установки этого объекта. Срок регистрации – не позднее чем за 2 дня до той даты, когда объект будет установлен. Для регистрации хозяйствующий субъект подаёт заявление в налоговый орган. На каждый объект налогоплательщику обязательно выдаётся свидетельство о его регистрации.
В соответствии со ст. 367 НК РФ по каждому объекту налогообложения налоговая база определяется отдельно.
По общему количеству соответствующих объектов налогообложения определяется суммарная налоговая база (отдельно по игровым столам, отдельно по игровым автоматам и т.д.)
Диапазон налоговых ставок за каждый объект налогообложения установлен Налоговым кодексом РФ (ст. 369 НК РФ):
- за игровой стол – от 50000 до 250000 руб.
- за игровой автомат – от 3000 до 15000 руб.
- за один процессинговый центр букмекерской конторы - от 50000 до 250000 руб.
- за один процессинговый центр тотализатора - от 50000 до 250000 руб.
- за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - от 2500000 до 3000000 руб.
- за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - от 2500000 до 3000000 руб.
- за один пункт приема ставок тотализатора - от 10000 до 14000 руб.
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы - от 10000 до 14000 руб.
Конкретные налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам (п. 2 ст. 369 НК РФ):
- за один игровой стол - 50000 руб.
- за один игровой автомат - 3000 руб.
- за один процессинговый центр букмекерской конторы - 50000 руб.
- за один процессинговый центр тотализатора - 50000 руб.
- за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - 2500000 руб.
- за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - 2500000 руб.
- за один пункт приема ставок тотализатора - 10000 руб.
- за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 10000 руб.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения (п. 1 ст. 370 НК РФ).
В случае если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.
Налоговым периодом является календарный месяц (ст. 368 НК РФ).
Уплачивается налог по месту регистрации объектов налогообложения. Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 368 НК РФ).
Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период (п. 2 ст. 370 НК РФ).
При установке новых объектов налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода в расчёт берётся суммарное количество старых и новых объектов. Сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ).
При установке нового объекта налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этим объектам за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (абз. 2 п. 3 ст. 370 НК РФ).
При выбытии объекта налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При выбытии объекта налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения (абз. 2 п. 4 ст. 370 НК РФ).
Пример расчета налога.
Условие: Юридическое лицо занимается игорным бизнесом на территории Краснодарского края. Оно содержит на своей территории 35 игровых столов. Из них 15 столов имеет по 2 игровых поля. Кроме того, установлено 60 игровых автоматов. Определить сумму налога на игорный бизнес, подлежащую уплате в бюджет.
Расчет.
Ставки налога установлены Законом Краснодарского края от 20.10.2003 № 611-КЗ (в ред. на 2022 год): за игровой стол – 250000 руб., за игровой автомат – 15000 руб.
Сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период:
20ст * 250000 + 15ст * 250000 * 2п + 60авт * 15000 = 13400000 руб.
Современное состояние игорного бизнеса в России
Российское правительство ведет достаточно жесткую политику в отношении азарта. Причем затрагивает она не только организаторов казино, но и простых гемблеров.
В России сейчас действуют четыре легальные игорные зоны — «Красная Поляна» в Сочи, «Сибирская монета» в Алтайском крае, «Приморье» недалеко от Владивостока и «Янтарная» под Калининградом. Ранее на границе Краснодарского края и Ростовской области действовала игорная зона «Азов-Сити», в которой работало сразу четыре казино — «Оракул», «Шамбала», «Нирвана» и «Империал». Но в 2018 году их все закрыли.
Пандемия коронавируса в 2020 году ударила по игорной отрасли — в стране вводили локдауны, а казино закрывались. Но в 2021 году индустрия быстро восстановилась и показала рост даже по сравнению с допандемийными показателями. К примеру, игорную зону «Янтарная» в 2019 году посетили чуть более 131 000 человек. В 2020-м произошло снижение до 129 000, а в 2021 году - резкий рост до 167 000 человек.
Самой успешной игорной зоной в России считается сочинская «Красная Поляна». Именно ради её создания закрыли популярный некогда «Азов-Сити»: кубанские власти посчитали, что целесообразнее будет перенести бизнес на черноморское побережье.
Участники рынка объясняют увеличение числа посетителей ростом внутреннего туризма. Из-за пандемии коронавируса страны закрывали свои границы, поэтому россияне отдыхали преимущественно на родине. С другой стороны, игорная индустрия выиграла от падения доходов граждан, отметил эксперт и предприниматель Дмитрий Слободкин, стоявший у истоков игорного бизнеса России. По его словам, чем хуже экономическое положение страны, тем больше люди играют на деньги.
Говоря об успехах российских казино, эксперт предположил, что после «Красной Поляны» наиболее перспективной можно считать игорную зону «Приморье». По его словам, туда удобно добираться туристам из Китая, где игорный бизнес запрещён. С другой стороны, в Китае есть специальный административный район Макао - столица «азиатского гэмблинга», в котором легально работают около 40 казино.
Самым неудачным проектом в российском игорном бизнесе Слободкин считает «Сибирскую монету» с её единственным казино Altai Palace.
Таким образом, налог на игорный бизнес является региональным налогом, установлен Налоговым кодексом РФ и регулируется законами субъектов РФ.
Особенности применения упрощенной системы налогообложения
В процессе становления налоговой системы России в соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации были введены специальные налоговые режимы, которые предполагали компенсацию отмены ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством.
Налоговым кодексом РФ установлены следующие специальные налоговые режимы:
1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2. упрощенная система налогообложения;
3. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5. патентная система налогообложения.
Назначение этих режимов — дать преимущество отдельным группам плательщиков как по отраслевому принципу (например, единый сельскохозяйственный налог), так и для стимулирования отдельных форм предпринимательства (например, упрощенная система налогообложения стимулирует развитие малого бизнеса). Сложность привлечения иностранных инвестиций на длительный срок в сырьевые отрасли также потребует серьезных изменений налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, направленных на обеспечение большей стабильности, прозрачности и соответственно привлекательности для инвесторов. Таким образом, специальные налоговые режимы осуществляют определенную дифференциацию налоговой системы в соответствии с конкретными условиями развития экономики.
Согласно действующему законодательству упрощенная система налогообложения (УСНО) относится к специальным налоговым режимам, который предусматривают особый порядок определения объектов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов.
УСНО регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ, может применяться как организациями, так и индивидуальными предпринимателями наряду с другими системами налогообложения (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).
Условия применения УСН не зависят от вида деятельности. Налоговый кодекс РФ приводит перечень условий, при которых нельзя применять УСН.
В п. 3 ст. 346.12 НК РФ перечислены организации, которые не вправе применять УСНО, в частности: организации, имеющие филиалы; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров; организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, превышает 100 человек; казенные и бюджетные учреждения; иностранные организации; микрофинансовые организации.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСНО, не признаются налогоплательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ для налогоплательщиков, желающих применять упрощенную систему налогообложения, законодательством установлены некоторые ограничения. Необходимо соблюдать следующие условия:
средняя численность работников за налоговый (отчетный) период - не более 100 человек.
доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 12,5 млн. рублей. Исключением являются налогоплательщики, которые до перехода на УСН применяли исключительно режим ЕНВД. У них нет доходов, которые нужно учитывать при смене налогового режима.
остаточная стоимость основных средств, подлежащих амортизации, не должна превышать 150 млн руб.
доля непосредственного участия других организаций - не более 25%.
С 2013 г. переход на УСНО носит не заявительный, а уведомительный характер. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на данный режим со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Объектом налогообложения при УСНО признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с п. 3 ст. 346.13 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов или доходов за вычетом расходов.
Доходы при определении налоговой базы учитываются в порядке, предусмотренном ст. 248 НК РФ, при этом доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не включаются в налоговую базу (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
Полный перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, представлен в ст. 346.16 НК РФ, он является закрытым, т.е. затраты, не упомянутые в этой статье, не могут учитываться в составе расходов.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 5 ст. 346.18 НК РФ).
В соответствии со ст. 346.20 НК РФ налоговая ставка при объекте налогообложения «доходы» составляет 6%, при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» - 15%.
Указанные ставки определены Налоговым кодексом, в то же время законодательство разрешает субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 1 до 6% – для объекта налогообложения «доходы» и в пределах от 5 до 15% для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346.20 НК РФ).
С 2016 года законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (п. 3 ст. 346.20 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год, по итогам которого налогоплательщик обязан подать налоговую декларацию в срок до 31 марта следующего года (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Эти же сроки установлены для уплаты налога в бюджет.
Согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ по общему правилу, выбрав упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, не вправе менять её до окончания финансового года. Однако ситуация меняется, а с ней меняются и практические интересы. Налоговое законодательство России дает и в этом случае право налогоплательщику вернуться к общей системе налогообложения, для чего необходимо соблюсти установленный порядок перехода.
1. Перейти на общий режим налогообложения можно только с начала календарного года.
2. О намерении перейти на общий режим налогообложения налогоплательщик обязан заранее уведомить об этом налоговый орган. Срок уведомления – не позднее 15 января года, в котором предполагается этот переход (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).
3. С этой целью заполняется форма № 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения".
Вместе с тем в законе оговорены случаи, когда индивидуальный предприниматель обязан перейти на иной режим налогообложения. Это ограничения, связанные с показателями по полученному доходу, по средней численности работников и по стоимости основных средств. Суть их в следующем.
1. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 150 млн. руб., необходимо менять режим налогообложения (ст. 346.12 НК РФ). При этом налоговый период – это календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Каждый квартал признаётся отчётным периодом (п. 2 ст. 346.19 НК РФ). Это означает, что в любом из кварталов этот показатель может быть выше, но по году должен быть не более 150 млн. руб.
2. Если средняя численность работников индивидуального предпринимателя за налоговый период превысит 100 человек, следует перейти на общий режим налогообложения.
3. Если итоговая стоимость основных средств, которые относятся к амортизируемому имуществу, превышает 150 млн. руб., то право применять упрощенную систему налогообложения теряется.
Если организация возвращается к общему режиму налогообложения, в налоговом учёте необходимо отразить остаточную стоимость основных средств на этот момент (п. 3 ст. 346.25 НК РФ).
Налоговым кодексом предусмотрено также право налогоплательщика вновь возвратиться к упрощённой системе налогообложения. Разрешено это не ранее чем через один год после утраты права на применение УСН (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).