Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в том, что по мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги и др.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро¬вольные» ограничения экспорта и т. д.).
Принципиально новой задачей в условиях наличия существенных различий в масштабах деятельности, механизмах регулирования национальных экономик государств - членов ЕАЭС является научное и практическое обоснование направлений преодоления дивергенции национальных механизмов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и создания условий для отмены принципа резидентства при прохождении таможенных процедур как базы для развития интеграционных процессов.
Глава 1.Основные положения государственного регулирования внешней торговли товарами
1.1.Цели государственного регулирования внешней торговли
Государственное регулирование внешнеэкономических связей требует постоянного совершенствования в зависимости от изменения конъюнктуры в мировой экономике. Механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей содержит широкий круга мер, направленных на проведения эффективной внешнеэкономической деятельности. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда. При этом возникает проблема по ограждению национальной экономики от влияния негативных явлений происходящих в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке. Регулирование представляет собой целенаправленное действие, обеспечивающее поддержание или изменение мировой экономики и международных отношений.
Внешняя торговля выступает в качестве фундаментального фактора повышения эффективности функционирования национальной экономики, что обусловлено общностью процессов, происходящих в мировой экономике, в первую очередь, интернационализацией производства, расширяющейся под влиянием научно-технической революции, развитием многонационального предпринимательства, ростом числа и резким увеличением сферы деятельности транснациональных компаний. При этом, несмотря на усиление роли ТНК в глобальной экономике, роль государства в мировой экономике не ослабевает, поскольку только государство обладает легитимностью в вопросах регулирования экономики, формирования международных и наднациональных институтов регулирования внешнеэкономической деятельности, делегируя последним часть суверенных функций в ходе региональных интеграционных процессов.
Существуют объективные причины, определяющие необходимость активного включения государства в процессы регулирования внешней торговли:
невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, отладку международных связей хозяйственной системы, защиту положения национальных субъектов внешнеэкономической деятельности на мировом рынке обеспечивает именно государство;
необходимость формирования и обеспечения долгосрочных интересов населения в целом, что требует определенного институционального целеполагания и государственной корректировки диспропорций, возникающих вследствие периодически возникающих структурных кризисов мировой экономики, глубоких технологических сдвигов, кардинально изменяющих ее структуру, состав и соотношение факторов экономического роста;
необходимость поддержания государством баланса экономических интересов населения, призванного сделать общество устойчивой, равновесной и вместе с тем динамично развивающейся системой;
необходимость для производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции освоения и распространения базисных инноваций, носящих, как правило, межотраслевой характер и требующих крупномасштабных и во многом рисковых инвестиций с длительным сроком окупаемости;
возрастание роли институциональной среды, включающей правовую базу, информационные системы, профессиональный аппарат управления. Все это обычно существует, поддерживается и развивается в рамках интересов конкретного государства .
Указанные обстоятельства предполагают активное участие государства в реализации таможенной политики, под которой нами понимается комплекс научно обоснованных мер по эффективной реализации концепций и стратегических направлений таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, пополнения доходной части бюджета, обеспечения равных условий конкуренции, защиты национальных экономических интересов, участия в интеграционных процессах.
Содержание таможенной политики тесно связано с макроэкономической стратегией государства в целом и обусловлено задачами расширенного воспроизводства, которые страна решает в рамках своего национального хозяйства. Основной задачей таможенной политики является создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства внутри страны, максимально эффективное использование внешнего фактора для достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей экономического развития. От приоритетов таможенной политики государства во многом зависит формирование эффективной отраслевой структуры национальной экономики, развитие отраслей, определяющих ее научно-технический потенциал, экономическую нишу страны в мировом хозяйстве.
1.2.Формы, методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли
Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. При этом в государственной стратегии должны содержаться: меры по активизации повышения квалификации кадров, меры финансовой поддержки внешнеэкономического комплекса, меры пересмотра внешнеэкономических сделок, меры контроля внешнеэкономических операций. Вместе с принимаемыми мерами должны быть сформированы инструменты, способные регулировать внешнеэкономическую деятельность страны.
Начало XXI века характеризуется появлением новых тенденций мирохозяйственного развития и формированием принципиально новой архитектуры мирового экономического пространства, главными субъектами которого становятся межблоковые, в том числе межконтинентальные, интеграционных объединения. Межблоковые трансконтинентальные объединения в последние годы активно создаются Европейским союзом,
Глава 2. Особенности регулирования внешней торговли Российской Федерации в условиях её участия в Таможенном союзе ЕАЭС
2.1.Общая характеристика таможенно-тарифных преференций ЕАЭС
Льготы по уплате таможенных платежей определенно можно отнести к одному из институтов таможенного права. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Обычно относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения), касающиеся правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, осуществления таможенных операций и контроля товаров.
К таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через территорию ЕАЭС. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины, НДС, акцизу и таможенным сборам. Устанавливая соотношение понятий «таможенная льгота» и «льгота по уплате таможенных платежей», следует отметить, что льготы по исчислению и уплате таможенных платежей являются одной, пусть и наиболее важной, из разновидностей таможенных льгот. К другим разновидностям таможенных льгот относятся преимущества в области осуществления таможенных операций и таможенного контроля, установленные нормативными правовыми актами в развитие отдельных положений таможенной политики государства, направленные на упрощение процесса перемещения товаров через таможенную границу для определенных категорий лиц, перемещающих товары. Таким образом, льготы по уплате таможенных платежей занимают центральное место среди таможенных льгот.
Существует множество различных классификаций льгот по уплате таможенных платежей. Традиционно льготы по уплате таможенных платежей делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции. При исследовании системы льгот по уплате таможенных платежей необходимо разделять понятия «таможенно-тарифная льгота» и «тарифная преференция». Под тарифными преференциями в международной торговле понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Таким образом, предоставление тарифных преференций можно отнести к одним из методов осуществления торговой политики . Тарифные льготы, как показывает анализ, представляют собой преимущества, связанные с уплатой ввозных и вывозных таможенных пошлин, которые предоставляются в зависимости от вида товара и его назначения. Важно понимать, что тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и предоставляются вне зависимости от страны происхождения товаров, что отличает их от тарифных преференций. Таможенно-тарифные льготы как инструмент таможенно-тарифного регулирования широко используются странами - участницами ЕАЭС в целях реализации торговой политики, создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства, рационализации товарной структуры импорта.
Паровое регулирование предоставления тарифных преференций осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов ЕАЭС и их национальным законодательством. Однако ТК ЕАЭС относит вопросы установления и применения тарифных льгот по уплате налогов и таможенных сборов на национальные уровни государств-членов ЕАЭС.
В отношении видов льгот по уплате таможенных платежей по категориям товаров применяются следующие:
в отношении товаров, перемещаемых в рамках отдельных международных договоров;
в отношении технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ;
в отношении товаров, ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, сырья и комплектующих для их производства;
в отношении других товаров, ввозимых и вывозимых в качестве гуманитарной, технической помощи.
2.2.Анализ практики применения таможенных преференций
В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей. Одним из таких преимуществ являются льготы по уплате таможенных платежей .
Таможенный льготы содействуют снижению финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности, расширению товарооборота и международного сотрудничества в области обмена технологиями, модернизации экономики и привлечения иностранных инвестиций.
Сложившаяся политическая обстановка, экономический кризис, санкции, широко применяемые в 2014 - 2016 гг. отразились на количестве предоставляемых льгот по уплате таможенных платежей на территории России.
Общая сумма тарифных льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в 2016 году, составила 368,2 млрд. рублей, что на 20,8 % меньше соответствующего показателя
2015 года (464,8 млрд. рублей), и на 31,4 % меньше показателя 2014 года (536,5 млрд. рублей).
Тарифные льготы по ввозным пошлинам за 2016 год составили 48,6 млрд. рублей, тем самым относительно аналогичного показателя 2015 года уменьшились на 18,3 % (59,5 млрд. рублей), а относительно показателя 2014 сократились на 38,6 % (79,1 млрд. рублей). Тарифные льготы по вывозным пошлинам в 2016 году составили 228,9 млрд. рублей, что на 1,3 % меньше показателя 2015 года (231,9 млрд. рублей) и на 16,5 % меньше показателя 2014 года (274,1 млрд. рублей).
Заключение
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Внешнеэкономическая политика - это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешне¬экономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.