Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Управление регионом: сущность, современные процессы 4
1.1 Сущность управления регионом. Механизм регулирования социально-экономического развития проблемной территории 4
1.2 Развитие управления региональных инновационных систем: роль для обеспечения роста экономической эффективности деятельности предприятий 9
Глава 2 Сравнительный анализ вопросов эффективности реализации национальных проектов на региональном уровне 14
2.1 Важность согласованного регионального и муниципального управления на примере реализации региональных проектов в Орловской, Калужской и Рязанской областях 14
2.2 Важность и актуальность эффективного управления региональными проектами. Проблемы в управлении региональными проектами 21
Заключение 24
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность
Развитие российской экономики в значительной степени определяется тем, как функционируют регионы, какие стратегии им удается реализовать в соответствии с располагаемым потенциалом . Это связано не только с размерами страны и большими различиями регионов, но и детерминируется экономическим, организационным и управленческим потенциалом, качеством и компетенциями команд исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наличием интегрированных корпоративных структур
Проблема
Одна из главных задач Правительства Российской Федерации на сегодняшний день – создание условий для решения неравномерного развития экономических систем регионов нашей страны, между которыми наблюдается сильное различие, как в социальных, так и в экономических показателях (индикаторах).
Регионы России сильно отличаются, в частности по технологическому базису, определяющему и возможности реализации модели экономического роста, и направления межрегиональной координации.
Экономическая специализация регионов в значительной степени зависит от преобладания аграрной или индустриальной компоненты, развития сервисного сегмента экономики, от наличия соответствующих кадров и инфраструктурных потребностей конкретных субъектов Федерации.
Цель – рассмотреть актуальность и значение регионального управления в современной России
Задачи:
- описать сущность управления регионом, механизм регулирования социально-экономического развития проблемной территории;
- рассмотреть вопрос развития управления региональных инновационных систем: роль для обеспечения роста экономической эффективности деятельности предприятий;
- изучить важность согласованного регионального и муниципального управления на примере реализации региональных проектов в Орловской, Калужской и Рязанской областях;
- рассмотреть важность и актуальность эффективного управления региональными проектами, проблемы в управлении региональными проектами.
Глава 1 Управление регионом: сущность, современные процессы
1.1 Сущность управления регионом. Механизм регулирования социально-экономического развития проблемной территории
Научная концепция управления развитием региона, на наш взгляд, должна включать два взаимосвязанных направления для обеспечения положительной динамики экономического роста. С одной стороны, это инструменты и методы, которые способствуют созданию эффективных высокотехнологичных производств и позволяют формировать цифровую инфраструктуру рынка, дающую возможность реализовывать новые бизнес-модели с учетом всех факторов размещения производительных сил. С другой стороны, органы регионального управления должны применять усовершенствованный инструментарий по повышению благосостояния населения, обеспечению в полном объеме всех социальных потребностей жителей региона. В целом в разрезе страны назрела необходимость создания концепции размещения производительных сил РФ, но такая задача органами государственной власти остается нерешенной.
Процессы формирования и реализации механизма регулирования регионального развития можно представить в виде схемы (см. рисунок 1). Пошаговый порядок процесса разработки и алгоритм функционирования механизма регулирования регионального развития включают в себя:
- определение целей и задач регулирования регионального развития, при обосновании которых, помимо оценки сложившихся внутренних особенностей и условий конкретного региона, представляется важным учитывать целевые установки государственной региональной политики, а также тенденции изменений и порождаемые ими вызовы общественно-политической среды;
- формирование направлений и стратегических приоритетов экономического развития региона с позиций согласования федеральных и региональных интересов на основе результатов комплексного анализа современного состояния его экономики, оценки ресурсных возможностей и исторически сложившихся трудовых навыков населения;
- создание информационно-аналитической базы, проведение с использованием методов математического моделирования и компьютерных технологий многовариантных прогнозных оценок роста экономики региона на средне- и долгосрочную перспективу, разработку на их основе сценарных вариантов регионального развития ;
- разработку комплексной программы социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу на основе использования прогнозных оценок и сценарных вариантов регионального развития;
- формирование пакета подпрограмм отраслевого и функционального характера с учетом целевых установок, стратегических направлений и приоритетов, прогнозных оценок регионального развития;
- организационно-структурированный набор законодательно обеспеченных инструментальных средств для реализации программы развития региона, включая бюджетно-налоговую политику, различные формы государственно-частного партнерства, а также инвестиционную политику с привлечением институтов регионального развития;
- систему индикативных показателей, характеризующих поэтапную реализацию комплексной программы и подпрограмм (проектов) развития региона, для проведения мониторинга и последующей корректировки параметров регионального развития .
Рисунок 1 - Механизм регулирования социально-экономического развития региона
Формирование системы приоритетов для развития регионального хозяйственного комплекса и социально-экономического обеспечения с целью экономического роста должно быть направлено как на долгосрочную перспективу, так и предусматривать решение тактических задач в среднесрочном периоде (рис. 2).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"// https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения 07.12.2022)
Статьи, учебники, монографии
2) Ахмедуев, А.Ш., Рабаданова, А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона / А.А. Рабаданова, А.Ш. Ахмедуев. Москва: Экономика, 2021. 307 c.
3) Беломестнов В.Г., Беломестнов И.В. Национальный проект, как механизм стратегического управления развитием малого предпринимательства // Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Россия: тенденции и перспективы развития». М.: ИНИОН РАН, 2020.
4) Бибик, С.Н. Региональные инновационные системы: структура и содержание // Теория и практика общественного развития. 2020. No5. С. 79-82
5) Бондарева Н.Н., Комков Н.И. Организационно-методические вопросы разработки и реализации национальных проектов. // МИР, 2019. No3. С. 20-30
6) Валентей С.Д. Направления развития региональных экономик в Российской Федерации //Федерализм. 2019. No 3. С. 132–148.
7) Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики / М.Г. Завельский; РАН; Ин-ститут системного анализа. – Москва: Наука, 2019.
8) Зайцева, А.П. Анализ инновационных технологий в государственном управлении / А.П. Зайцева, // Менеджмент и маркетинг: теория и практика. Чебоксары, 2018. С. 637-642
9) Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник Евразийской науки, 2019 No1. С. 94-96
10) Зотов В.Б., Терехова К.О., Царапов М.Н. Анализ программ цифровизации в городе Москве // Муниципальная академия, 2020. No4. С. 17-20
11) Климентьева, А.Ю. Концептуальная модель развития региональной инновационной подсистемы // РППЭ. 2019. No10 (84). С. 39-42
12) Лялин А.М., Зозуля А.В., Еремина Т.Н., Зозуля П.В. Сравнительный анализ проблем реализации национальных проектов на региональном уровне//МУНИЦИПАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ. 2021. № 1. С. 148-156
13) Митрофанова, И.В. Инвестиционный контроллинг как инструмент регулирования регионального развития / И.В. Митрофанова, Е.А. Матушевская, Е.В. Голдаева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. No 10А. С. 132-143.
14) Оганян Э.М., Шалаев И.А. Роль инновационного управления в развитии социально-экономической системы регионов России// Экономика и управление: современные достижения и перспективы развития : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с межд. Участием (Россия, Омск, 3 сентября 2021 г.) / АНОО ВО «СИБИТ» ; [редкол.: М. Г. Родионов, С. П. Качесова, Е. Ю. Воробьева, А. А. Кузьмин]. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2021. С. 326-330
15) Павленок, Д.В. Современные методы оценки эффективности инновационного развития регионов в рамках ускоренного цифрового развития / Д.В. Павленок // Учено-аналитические инструменты исследования экономики региона Махачкала, 2020. С. 442-445
16) Полянин А.В., Проняева Л.И. Современная концепция региональных точек экономического роста // Регион: системы, экономика, управление. – 2020. – No 2 (49). – С. 24–33.