Фрагмент для ознакомления
2
ВСТУПЛЕНИЕ
Что такое память? Это уникальная область мозга человека, в которой откладываются прошедшие события или какие - то отдельные моменты жизни.
А что остается в памяти человечества о нашем историческом прошлом?
Если смотреть в корень этой проблемы, то можно смело утверждать, что вся наша история состоит из историй отдельных людей, которые когда – либо жили на нашей планете.
История постоянно идет по кругу: одно событие меняет другое, иногда эти события повторяются, и так на протяжении всех веков и пишется история.
Войны, репрессии, реформы, правления добрых и злых правителей, эпидемии, урожайные и голодные годы, землетрясения, битвы, а потом снова войны, репрессии, реформы, правления, эпидемии - и так непрерывно, как волны, одна за другой.
История – это постоянно изменяющийся процесс. Если посмотреть на какую – то территорию или отдельно взятое государство, то можно увидеть картину из определенных объектов, которые тесно связаны друг с другом. Например – ландшафт, государство, экономика и так далее.
Стоит нам только начать изучение всего этого в комплексе, вся картина резко изменится.
Для того, чтобы понять, как развивалось то или иное государство, необходимо изучить множество интереснейших фактов, которые станут нарастать один на другой как снежный ком.
Разобраться во всем этом хитросплетении и понять где суть того или иного явления или события и помогает историческая наука.
Не знать историю государства, в котором ты родился и вырос – по меньшей мере – неприлично.
В своей работе мне хотелось бы разобраться и написать о той эпохе развития нашей Родины, когда началось становление нашего государства, какой была политическая и культурная жизнь в нашей стране того времени.
1. ОТ ПЕРВЫХ УПОМИНАНИЙ О РУСИ ДО XII В.
Есть события в истории нашего государства, о которых никак нельзя забывать, если говорить о Русских землях XII – XIII веков. Эти события сыграли огромную роль в истории не только Древней Руси, но и в истории всего нашего государства.
На современном этапе развития нашего государства, славянские народы составляют почти 90 % населения. Имеются ввиду русские, украинцы, белорусы.
Даже в отделившихся республиках бывшего Советского Союза, половина населения этих, теперь уже независимых государств, составляют лица славянской внешности и национальности.
Процесс расширения территории нашего государства, начался еще в древние времена, и берет свое начало с восточных славян. Этот процесс занял многие столетия своего исторического развития[1.]
Историки до сих пор ведут споры о том, откуда есть пошла Русская земля?
Документов на этот счет найдется не мало. Согласно одних – вожди племен, которые населяли наше будущее государство, устав от между усобных распрей, пригласили в 862 году правителя из скандинавских земель – Рюрика и его братьев.[9.]
Первые народы, которые населяли территорию, звались росичами, отсюда и пошло название – Рось, впоследствии Русь.
Первое подобие государства на землях, которые заселяли восточные славяне – возникло на территории Киева. Впоследствии, историки стали называть это государство Киевская Русь, хотя само оно, себя так не называло никогда.[5.]
Если пробежать какое то время, не обращая на это внимание, то необходимо отметить такой факт – крещение Руси. Он сыграл в истории нашего будущего государства немаловажную роль.
Эта роль состояла в создании определенной религиозно – идеологической общности народа, и возникновения определенного религиозного центра в Киеве.
Племена, которые населяли в те времена территории нашего будущего государства, поклонялись различным богам. Поэтому попытка князя Владимира объединить все племена в 980 году в единую религиозную общность на основе культа Перуна, не имела успеха.
Для дальнейшего развития государства, необходимо было общение с другими государствами. Поэтому князь Владимир собрал представителей разных религий с целью выбора одной из них. Как написал в летописях Нестор, выбор пал на христианство, так как это давало возможность общения с Византией и Римом.[3]
Одним из важных культурных событий того времени, стало крещение Руси, которое окончательно ознаменовало начало истории христианства.
Крещение Руси относится в концу IX века – 988 году. Князь Владимир приложил все усилия для того, что бы утвердить христианство на уровне государственной религии. Процесс шел не легко, так как народ, проявлял определенное сопротивление новой православной культуре.
В выборе князю Владимиру помогла княгиня Ольга, которая и избрала православие. Она понимала всю важность нормальных отношений с Византийской империей.
Византийская империя искала и хотела дружить с Русью, что бы прекратить никому не нужные набеги на Черноморское побережье. Греческие служители культа не старались внести какие – то политические хитросплетения, когда проводили свои проповеди.
Важным оказалось и то, что православие не занималось проповедением идей предопределения. Вина, за грехи, которые совершает человек, полностью ложилась на самого грешника, что было приемлемо и для язычников.
Народ привык к противостоянию добра и зла, поэтому принятие христианских норм морали не стали психологическим актом насилия для принявших христианство.
Принятие православия подарило Руси огромную историю.[4.]
2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ ВО ВРЕМЕНА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Как и любое государство той эпохи, Русь вступила в эпоху феодальной раздробленности. Те политические, экономические и социальные процессы, избежать которых было невозможно, начали властно заявлять о себе с начала 30-х годов XII века.
На первоначальном этапе они давились волей таких выдающихся деятелей государства того времени, как Владимир Мономах и Мстислав.
В середине XII века Русь раскололась на 15 княжеств, которые только формально подчинялись Киеву. В начале XIII века их количество значительно возросло и составило уже 50. Политическая карта Древней Руси стала похожа на одеяло, которое было сшито из лоскутков.[1.]
Однако, феодальная раздробленность, предполагала не только дальнейшее развитие старых культурных центров, но и образование новых.
Образование новых культурных центров нашло отражение в летописях того времени.
XII-XIIIвека стали временем расцвета летописания мелких феодальных центров. Самым старым центром написания летописей считается Новгород, где они велись с незапамятных времен.
Однако, новгородские летописи велись в XII-XIII веках, уделяя большее внимание событиям новгородской земли. Такими летописцами были священник Герман в XII веке, и пономарь Тимофей в XIII веке.
В XIII веке берет свое начало и летопись в псковских землях.[2.]
В начале XII века в Ростово-Суздальской земле начинается летописание. Владимирский летописный свод 1177 года, который был задуман еще Андреем Боголюбским, и созданный в период правления Всеволода Большое Гнездо, поставил перед собой цель описать ведущую роль Ростово-Суздальской земли в Древнем Русском государстве, а в самой Ростово-Суздальской земле – описать роль Владимира в качестве столицы.
При князе Данииле Романовиче также возникло летописание, в котором князь Даниил выступает в роли идеального героя. Эти летописи отличает яркость, превращая свое повествование в связный рассказ, в котором нельзя найти отражение хронологически правильно изложенных событий.
Всех летописцев того времени, объединяет интерес к событиям на Руси. Так в киевской летописи, можно найти подробный рассказ об убийстве Андрея Боголюбского.
Князья, про которых писалось в летописях, были не только выразителем интересов своих земель, но и всей русской земли.
Великий князь Ярополк Владимирович умер в 1139 году. В борьбу за киевский престол вступает Всеволод Ольгович. Он победил в своей борьбе, и стал полноправным правителем Киева.
Однако, после смерти Всеволода в 1146 году, властью в Киеве вновь овладели Мономаховичи. Обстоятельства, при которых они пришли к власти, были драматические.
Все дело было в предсмертном требовании Всеволода: Киев должен был принести присягу в верности своим младшим братьям – Святославу и Игорю. Киевляне присягу приняли, но не сдержали данное ими слово, изгнали братьев из города и послали за Мономаховичем, Изяслав был старшим сыном покойного князя Мстислава.
Игорь Всеволодович, которого изгнали из Киева, четыре дня скрывался на болотах, и, все же, попал в плен к Изяславу, и для того, чтобы избежать бесчестия, постригся в монахи. Но это не спасло его от смерти: боясь наказания за клятвопреступление, киевляне его убили.
Киев постепенно потерял свое лидерство на Руси. Реальная власть стала переходить к удельным князьям, которые не имели возможности захвата власти в Киеве. Они жили в своих владениях и не пытались это сделать. Другие князья, которые имели больше сил и возможностей – мечтали о занятии киевского трона, но их мечты так и остались мечтами.
Одной из черт жизни города того времени, бала ведущая роль народного вече, которое собиралось у стен Софии Киевской и решало судьбы города и князей. Все народные вече сопровождались постоянными интригами бояр, буйством черни, которую было очень легко поднять на расправу с неугодным князем или его помощником.
Так и было в истории с убийством князя Игоря. На отпевании мученика игумен Феодоровской обители Ананий воскликнул: "Горе живущим ныне! Горе веку суетному и сердцам жестоким!" Последние слова его, будто в подтверждение их, покрыл внезапный гром среди ясного неба. Впрочем, и последующие века были достойны столь же суровой оценки. [2]
Кроме Киевского княжества, на Руси XII века, образовалось еще большое количество княжеств. Самыми большими княжествами того времени считались: Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское, с центром в Новгороде, Галицко – Волынское, с центром в Галиче, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме, Полоцкое с центром в Полоцке, Смоленское с центром в Смоленске.
Каждое из этих княжеств, занимало большие территории, центром которых были не только старые племенные земли, но и новые города и присоединенные земли, на которых выросли города за последние десятилетия того времени.[1.]
Разрушалось чувство этнического единства между населением, что вело и к распаду государственности Руси.
В 1169 году, князь Андрей Боголюбский захватил Киев, и отдал его на трехдневное разграбление своей дружине, что само собой показывает тот факт, что Киев был для него таким же чужим, как и любой другой польский или немецкий замок.
На города Руси того времени, никогда до этого, не распространялась такая практика. Это говорит о том, что стала утрачиваться этническая комплиментарность. А это, в свою очередь, говорит о том, что Древняя Русь в конце XII века вступила в новую фазу этногенеза – обскурацию.
Торжество центробежных тенденций началось из – за роста пассионарности Руси.