Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире важным является развитие личности, способной к активной творческой деятельности, гибкости, принятия быстрых и верных решений. Начиная с первых ступеней обучения, нужно уделять внимание индивидуальным и возрастным особенностям человека.
Социальные изменения побуждают педагогов эффективно применять существующие и новые подходы не только для формирования знаний, умений и навыков, но и для развития ценностно-смысловой сферы учеников.
Существует достаточно много подходов к обучению и воспитанию обучающихся. Например, поведенческий подход рассматривает в качестве предмета поведение человека. В деятельностном подходе личность выступает как активное творческое начало. Через деятельность происходит саморазвитие человека, его самоактуализация.
При этом поведенческий подход к процессу обучения приводит к попытке напрямую связать методы учебной работы учителя и знания детей без учета промежуточного звена — деятельности самих учеников.
В бихевиоризме развитие представляется через теорию социального научения. По мнению Дж. Уотсона, представителя этого направления, ребенок может приобрести необходимые навыки при соответствующей организации его окружения.
В деятельностном подходе причины, определяющие возрастные особенности человека, подробно рас¬сматривались А.Н. Леонтьевым. Формирование психики ребенка обусловливает ведущая де¬ятельность. Благодаря которой появляются новообразования, характерные для каждого возраста. И именно через ведущую деятельность осуще¬ствляется также воспитание ребенка.
1. Специфика предмета и методов исследования, основные категории возрастной и педагогической психологии
Возрастная психология - отрасль психологии, предметом которой является изучение общих закономерностей психики человека в онтогенезе.
Важным методом в возрастной психологии является наблюдение. Также используется опрос, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Основные категории возрастной психологии:
• Развитие - это процесс направленных и закономерных качественных изменений, структурных преобразований психики человека.
• Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
• Рост – процесс количественных изменений процессов развития.
• Возраст - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
Педагогическая психология исследует возрастные и индивидуальные особенности учения. Ее предметом является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.
В педагогической психологии основными методами также являются наблюдение и эксперимент. По мимо данных методов используются также беседа, социометрия, тестирование, изучение продуктов деятельности воспитанников и учащихся [4].
Основные категории, используемые в педагогической психологии:
• Обучение – организованный, целенаправленный и контролируемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование содержательно-смысловой сферы.
• Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, формирования ценностных ориентаций и смыслов.
• Образование –процесс формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, одобряемые обществом.
2. Сравнительный анализ поведенческого и деятельностного подходов в возрастной и педагогической психологии
Поведенческий (бихевиоральный) подход основан на изучении поведения. Согласно ему, человек таков, каким он научился быть.
Данное направление (бихевиоризм) появилось в ХХ веке, его основатель Дж. Уотсон. Он рассматривал поведение человека как реакцию на воздействие разнообразных факторов внешней среды.
Уотсон отрицал достоверность интроспективного анализа, отдавая предпочтение наблюдению. По его мнению, задача психологии - предсказывать и контролировать поведение человека [3].
Объективно изучать и регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы—ситуации, которые эти реакции обуславливают.
Уотсон считал, что поведение человека не определяется внутренними процессами. Он предложил схему, разъясняющую поведение: стимул вызывает реакцию (S →R) . Стимулами могут быть звуки, зрительные раздражители, изменения температуры и т.д [1].
По мнению Д. Уотсона, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.
Поведение анализировалось с точки зрения мышечных и гормональных реакций, как непосредственно наблюдаемых, так и неявных; реакции следовало изучать в их связи с изменениями стимулов, возникающих в самом организме или во внешней среде.
Также представитель бихевиоризма Б.Скиннер выделил оперантное обусловливание. Оперантное научение опирается на активные действия организма в окружающей среде. То есть если совершаемое действие было полезным для достижения цели, то оно подкрепляется данным результатом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2009. - 448 c.
2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебник. - М.: Academia, 2019. - 672 c.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2009.– 512 с.
4. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 224 c.
5. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2011. - 314 c.
6. Куликов Д. К., Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков: определение деятельностной природы мышления // ЭСГИ, 2018. - №3 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/l-s-vygotskiy-a-n-leontiev-e-v-ilienkov-opredelenie-deyatelnostnoy-prirody-myshleniya (дата обращения: 08.12.2022).
7. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.– 400 с.
8. Поломошнова С. А. Деятельностный подход как теоретико-методологическое основание развития универсальных учебных действий // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9966/ (дата обращения: 09.12.2022).
9. Приходченко Е. И., Кузьмичева А. С., Мотузенко Н. И. Деятельностный подход в обучении // Вестник Донецкого педагогического института, 2017. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnostnyy-podhod-v-obuchenii-2 (дата обращения: 08.12.2022).
10. Соколова Е. Е. Школа А. Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2007. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkola-a-n-leontieva-i-ee-rol-v-razvitii-deyatelnostnogo-podhoda-v-psihologii (дата обращения: 08.12.2022).