Фрагмент для ознакомления
2
1 Понятие, классификация и факторы, формирующие спрос
Удовлетворение потребностей осуществляется посредством предъявления покупательского спроса.
Спрос – потребность в товарах и услугах, которую предъявляет покупатель на рынке для удовлетворения своих желаний, основанная на ограничении денежных средств.
Проявление спроса может осуществляться не только на основании собственных средств, а также заемных.
Потребление – использование средств производства и предметов потребления для удовлетворения производственных и личных потребностей.
Реальное потребление товаров – основа для организации их воспроизводства: товар оплачен, производитель получил деньги и имеет возможность, не останавливая процесс производства, приобрести материалы, сырье и оборудование, чтобы изготавливать новые товары.
Факторы, определяющие объем, динамику и структуру спроса:
Социальные (соц. структура населения, степень развития культуры, тренды в моде, профессиональная структура рабочего класса, показатели безработицы и др.).
Экономические (показатели развития экономики страны, уровень доходов населения, уровень расходов, уровень цен, налоги, продовольственное и непродовольственное потребление, культура торговли).
Демографические (численность населения, структура потребителей, миграция и эмиграция).
Природно-климатические (климат, традиции, сезонность продаж).
Политические (поддержка малоимущих потребителей, минимальный уровень з/п, прожиточный минимум, доходы, мировые кризисы, конфликты).
Товарная политика (качество товаров, освоение современной техники и технологий производства, обширность ассортимента, наличие товаров-заменителей, товаров-дополнителей).
Прочие (реклама, ожидания, предпочтения, сегмент рынка).
Тенденции развития спроса на товары, показательные для оценки степени использования покупательских фондов, характеризуются такими понятиями и показателями, как объем рынка, гибкость спроса, ритмичность покупок, характеристика показателей рынка, стадии развития рынка, изменение спроса.
2 Сущность и этапы прогнозирования общего объема спроса
Прогнозирование спроса – процесс изучения, обоснованный научными факторами предвидения платежеспособности и потребностей населения на товары и услуги. Данный процесс основывается на изучение объема внутреннего и внешнего рынков.
Прогноз спроса формируется на внутреннем рынке на основании:
выявления, обобщения и анализа имеющихся данных о потреблении и изменении конкурентоспособности рынка за конкретный период;
классификации показателей потребления товаров и услуг по сегментам рынка;
выявления основных факторов, влияющих на спрос в предыдущем периоде;
составления прогноза развития детерминантов в будущем и их влияния на спрос;
оценки спроса с помощью экстраполирования.
Для прогноза спроса на инновационные изделия необходимо учитывать тенденции спроса на других рынках с однотипным развитием экономики.
Виды прогнозирования в зависимости от временного периода:
1. Оперативное (до 1-го мес.);
2. Краткосрочное (1 - 2 года);
3. Среднесрочное (2 - 5 лет);
4. Долгосрочное (с выше 5 лет).
Важнейший элемент управления спросом - его прогнозирование. Прогнозы потребительского спроса используют для разработки балансов спроса и предложений, стратегий развития отраслей и организаций, оптимизации методов регулирования товарного обращения со стороны государства.
3 Методы прогнозирования спроса
Прогнозирование осуществляется методами экстраполяции, экспертных оценок, экономико-математическими.
Метод экстраполяции. Выявление будущих, ожидаемых экономических показателей на основе информации прошлых лет.
Выбор вида экстраполяции определяется характером динамического ряда.
1. Расчет прогноза по среднему уровню ряда используется, когда динамический ряд не изменяется. Тогда можно использовать среднюю арифметическую показателей ряда:
где yi - элемент динамического ряда с индексом i;
п - число величин динамического ряда.
Средняя ошибка прогноза М определяется:
где - дисперсия;
п — число величин в дисперсионном ряду.
2. Определение прогноза по средним темпам роста (снижения) проводят, когда динамический ряд устойчив к повышению или снижению. Тогда каждый следующий показатель равняется предыдущему, умноженному на средний коэффициент темпов роста (снижения):
где уп - конечный показатель динамического ряда;
у1 - начальный показатель динамического ряда;
п — количество показателей динамического ряда.
Следовательно, на основании этого коэффициента вычисляется прогноз:
3. Расчет прогноза с помощью выравнивания (сглаживания) динамического ряда применяется при устойчивом росте или снижении динамического ряда. Тенденция развития прогнозируемого явления описывается графиком математического уравнения, а далее на основе подобранного уравнения рассчитывается прогноз.
Метод экспертных оценок предполагает количественную и качественную оценку экспертами процессов, явлений, показателей на основе собственных суждений и опыта.
Экономико-математические методы включают несколько моделей.
а) для прогноза спроса на товары в условиях устойчивой тенденции его изменения рассчитывается по линейной связи: y=a+bt, где y – объем спроса на продовольственные (непродовольственные) товары; a и b – параметры уравнения; t – временной фактор, порядковый номер года.
б) однофакторная модель y=a+bx, где x – главный фактор объема спроса.
в) степенная функция: y = axb, где х – общий объем спроса;
г) многофакторная экономико-математическая модель: y=a0+a1x1+…+anxn , где y – объем прогнозируемого спроса по группе товаров; a0, a1, an – параметры уравнения;x1, xn – факторы, формирующие спрос.
Для прогнозирования микроструктуры спроса используют следующие методы:
1. логико-экономический,
2. экспертных оценок,
3. нормативный,
4. экономико-статистические методы,
5. метод структурных моделей,
6. методы экономико-математического моделирования.
Логико–экономический – способ аналогий, базирующийся на опыте развития процесса и дает возможность охарактеризовать, что будет при аналогичных факторах.
Метод экспертных оценок, имеет целью изучения структуры неудовлетворенного спроса, отношения покупателя к товару, его оценки уровня торгового обслуживания, причин отказа от покупки, намерений и поведения потребителей.
Нормативный – метод, основанный на установлении отдельных характеристик или конечного состояния прогнозируемого объекта по норме или проработанной цели, которую предполагает достигать в конкретный период времени в будущем.
Экономико-статистические методы применяются для количественной оценки влияния показателей на спрос, изучения его динамики и прогнозирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / Л. Г. . – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 240 с.
2. Поротиков Н. Д. Изучение и прогнозирование покупательского спроса. – М: Лаборатория Книги, 2012. – 165 с.
3. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков и др.; под обш. Ред. проф. А.П. Агаркова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 272 с.
4. Технология и организация производства продукции: учебное пособие / Е.И. Кондратьева; М-во образ. и науки России, Казан. Нац. Исслед. Технол. Ун-т. – Казань: Издательство КНИТУ, 2013. - 168 с.
5. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. Учебное пособие/Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 295 с.
6. Экономика и организация производства: учебно-практическое пособие / Т. Н. Рогова; Ульн. гос. техн. ун-т. – Уляновск: УлГТУ, 2014. -129с.