Фрагмент для ознакомления
2
1. Историко-правовой анализ противодействия коррупции.
История коррупции насчитывает много веков. Уже из античных источников мы можем сделать вывод о повсеместном расцвете коррупции, которая оказала разрушительное влияние, например, на Римскую империю и даже более того, послужила одной из причин ее распада. А ведь еще в одной из книг Библии – Книге премудрости Иисуса сына Сирахова – отец говорил сыну: «Да не будет рука твоя распростерта к принятию…».
Если мы обратимся к литературе, то увидим большое количество написанных книг, в которых есть упоминание о коррупции. Так, например, в начале 14 века, Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» не забыл поместить взяточников в глубокие круги Ада. Да и русских писателей 18-19 века тоже волновала эта тема, вспомним того же Н.В.Гоголя с его «Мертвыми душами» и «Ревизором», Грибоедовское «Горе от ума». В советское время авторы продолжали, так или иначе, упоминать в своих произведениях факт существования коррупционной составляющей в жизни советских граждан. Наиболее ярким примером является Корейко из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Главный герой произведения был вынужден скрывать свое незаконно нажитое богатство.
В России времен 14-16 веков антикоррупционная политика определялась лишь запрещением взимать посулы и взятки. Данная мера хоть и была закреплена в законодательных актах того времени, однако не имела ответственности. Первым правителем, кто ввел наказание за взяточничество был Иван Грозный. В 1550 году он издал Судебник и ввел смертную казнь за мздоимство. Еще позже, Земской собор, в 1649 году, издал Соборное Уложение, где указывались и другие коррупционные преступления: неправедное решение судей или отказ от разбора дела, подделки документов и неправильного взимания пошлин. Расцвет коррупции пришелся на правление Петра I, который яростно боролся с этим. Однако это было бесплодно, ведь чиновники могли получать свое мизерное жалование с задержкой очень долгое время. Такую политику продолжили и другие преемники царя-реформатора, которые, если и повышали оклады, то на такую сумму, что содержать себя и семью мелким чиновникам на такую сумму было крайне затруднительно.
Коррупция не исчезла и со сменой власти. Наши родители еще помнят, как продавцы продавали подпольный товар, несмотря на строгие законы. И на сегодняшний день коррупция продолжает оставаться тяжелым социальным явлением, несмотря на то, что стороны государств ужесточаются меры наказания за коррупционные нарушения.
Под коррупцией в современном мире может пониматься подкуп, получение и дача взятки, незаконное использование должностным лицом своего статуса. Этому явлению может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению с целью личной выгоды. Это может быть чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, экзаменатор, врач и т.д. Поэтому борьба с коррупцией ведется по всем направлениям: от совершенствования законодательства до пропаганды антикоррупционных действий со стороны граждан.
2. Противодействие коррупции по видам российского законодательства.
Основным законодательным актом в области противодействия коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Наряду с этим, немалое значение для правового регулирования имеют: ст. 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 годам № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 51.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которых прописаны запреты, ограничения, обязанности и наказания, установленных в целях противодействия коррупции.
Также в разное время были приняты такие нормативно-правовые акты, как Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" , Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
Помимо этого законодателем были приняты и другие нормативные и подзаконные акты, а именно:
• Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 года № 232
«О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»
• Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции";
• Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 "Вопросы противодействия коррупции";
• Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 г. № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия».
3. Правовые основы противодействия коррупции в зарубежных странах.
Россия не одинока в борьбе с коррупцией. И ей есть в чем перенять опыт борьбы с этим явлением у других стран.
В союзной нам Республике Беларусь 15 июля 2015 г был принят Закон № 305-З «О борьбе с коррупцией», который существенно упростил административные процедуры и сократил их число. В этой стране предусматривается вынесение на общественное обсуждение проектов нормативных актов в сфере борьбы с коррупцией.
Борьба с коррупцией стала важнейшей составляющей идеологии Коммунистической партии Китая. Антикоррупционное воспитание обозначено в ней в качестве одного из главных элементов образовательных курсов не только для партийных кадров, но и даже для детей. Законодательная база, которой руководствуются в этой стране очень большая: от статей Уголовного кодекса до различных постановлений Госсовета. Стоит отметить, что ответственность за коррупционные преступления в КНР также распространяется даже на членов семей правящей «верхушки».
Заслуживает внимания и «Закон о взяточничестве» от 01 июля 2011 г. Великобритании. Отличительной чертой этого нормативного акта является тот факт, что его действие распространяется на преступления, совершенные за пределами Великобритании.
А вот в Нидерландах, например, нет своих специальных нормативно-правовых актов в области антикоррупционного законодательства. Они ориентируются на международно-правовые обязательства в сфере борьбы с коррупцией и на документы программного характера, принимаемые кабинетом министров или иными органами власти.
4. Правовое положение и статус муниципального служащего.
Правовой статус муниципального служащего – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей муниципального служащего, а также ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе. Основы правового статуса муниципального служащего закреплены главой 3 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 10 указанного закона «муниципальный служащий - это гражданин, в возрасте от 18 до 65 лет, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета».
Статьи 11-12 закрепляют основные права и обязанности муниципальных служащих. Так одно из обязательств муниципальных служащих заключается в том, что муниципальный служащий обязан предоставить сведения о прекращении гражданства Российской Федерации\приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство. После этого, он должен покинуть службу, в соответствии со ст. 13 этого же закона. Также стоит отметить, что иностранные агенты не имеют права становиться муниципальными служащими.
В статье 14 указаны запреты, связанные с муниципальной службой. Отличительными чертами являются определенного рода замещения, ведение предпринимательской деятельности, работа на иностранных агентов и, конечно же, получение каких-либо подарков от физических и юридических лиц, кроме полученных в ходе официальных встреч на сумму не более 3000 рублей.
5. Основные коррупционные риски. Способы преодоления коррупционных рисков на государственной и муниципальной службе
Как известно, риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода какой-либо деятельности. А коррупционные риски - риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения коррупционных ситуаций.
К основным коррупционным рискам относят:
• Получение взяток сотрудниками, принимающими решения о закупке;
• Подкуп лиц, принимающих решения о закупке товаров или услуг со стороны заказчика;
• Предоставление закрытой информации (цены, клиентская база, условия по действующим договорам, несанкционированный доступ к информационной системе) третьим лицам за денежное вознаграждение или его эквивалент;