Фрагмент для ознакомления
2
История становления жанра антиутопии и его особенности
Создание антиутопического повествования началось в начале 20-го века, когда отношение к человеческой природе и обществу начало меняться по всему миру. До этого периода времени люди, жившие в 16-17 веках, обладали «верой в человеческий прогресс и в способность человека создать мир справедливости». Это было одной из «фундаментальных черт» того, что называлось «западной мыслью», и ее можно проследить до греческой и Римские мыслители, а также Ветхий Завет. Первое опубликованное литературное произведение, относящееся к этой идее - утопия Томаса Мора, в которой он «объединил самую проницательную критику своего собственного общества, его иррациональности и несправедливости, с картиной общества, которое решило большинство человеческих проблем, которые казались неразрешимыми его собственным современника».
Поэтому люди, жившие под бременем и невзгодами 16-го и 17-го веков, на самом деле были более оптимистичны в отношении лучшего будущего человечества, чем грядущие поколения.
Хотя Мор дал литературному сообществу термин «утопия» в 1516 году, идея «утопии», или рая, намного старше. Общество с незапамятных времен фантазировало о местах, в которых проблемы человечества устарели. Концепция «утопии» встречается в таких произведениях, как «библейский Эдем, греческие и римские истории о земном рае и идея золотой расы или века». Таким образом, авторы, подобные Мору, находились под влиянием этих ранних религиозных и философских текстов, чтобы создать мир, в котором трудности того времени были несуществующий и где жизнь могла бы быть прожита счастливо и справедливо. Учитывая повседневные трудности, с которыми люди сталкивались в течение этого периода времени, подобные истории и мифы, возможно, были единственным спасением от реальности.
Однако в начале 20-го века взгляды на человеческую природу начали меняться. Это изменение началось с началом Первой мировой войны, а затем усилилось после Второй мировой войны. Таким образом, взгляды на человеческую природу изменились, и события, последовавшие за Первой мировой войной, такие, как приход к власти Сталина и экономический кризис по всей Европе, породили единодушное чувство сомнения в том, что мир когда-либо может стать лучше. Возвышение Гитлера и нацистской партии привело к началу Второй мировой войны и возможному применению атомного оружия. Люди теперь рассматривались как варварские, эгоистичные существа, и обществу было суждено уничтожить само себя. Люди больше не надеялись на будущее, а скорее боялись его, и литература начала отражать эти новые негативные чувства.
Этот новый вид «антиутопической» литературы указал на ошибки в утопических идеях применительно к реальному человеческому обществу. Критики утопизма утверждали, что слово «утопия» приравнивается к слову «совершенный». Очевидно, что человеческое общество никогда не могло бы быть способно на такие вещи, и поэтому «утопическое» общество всегда будет становиться антиутопическим. Возможно, коммунизм или даже ужасный нацистский режим были основаны на «утопические» идеи о том, как должно выглядеть идеальное общество, однако, когда они воплощаются в жизнь, они становятся чем-то совершенно варварским и крайне антиутопичным.
В конечном счете, этот новый жанр антиутопической литературы непосредственно отразил мнение общества об «утопизме» после возвышения и возможного падения таких режимов.
Первые три романа, которые относятся к жанру «антиутопической литературы», - это «1984» Оруэлла, «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «Мы» Евгения Замятина. Эти романы, по сути, выступают в качестве «контрапунктов» к утопиям, написанным за столетия до этого. Несмотря на очевидную критику политики и тоталитарных режимов, в этих романах также критикуются те же изобретения и новые технологии, которые облегчали повседневную жизнь. Эта точка зрения недоверия к машине и современным технологиям сильно отличается от тех, кто жил в эпоху Мора. В то время как человек был сейчас способный решить многие из своих трудностей во время промышленной революции и далее, одновременно создавались новые, современные проблемы. Развитие технологий одновременно породило чувство страха перед тем, что они могут сделать, и как правительство может использовать их для контроля над своим народом.
Антиутопическая литература - это жанр художественной литературы, действие которого разворачивается в обществах будущего или недалекого будущего, где жизнь и социальные структуры находятся в катастрофическом упадке. Авторы антиутопической литературы обычно используют обстановку для изучения социальных и политических систем и размышления о том, что произошло бы, если бы эти системы были усилены. Результатом часто является общество в руинах, с безудержным угнетением, насилием, нищетой и революциями.
Антиутопия (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) - это произведение, обычно эпического рода, в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.
Многие антиутопии имеют схожие характеристики, в том числе:
- Экономические проблемы: широко распространенная бедность, с которой приходится мириться гражданам, или огромные разрывы в богатстве, которые создают правящий класс элит и обрекают всех остальных на жизнь в дефиците и лишениях.
- Ущерб окружающей среде: Разрушение окружающей среды наносит ущерб жизни и судьбам персонажей. Это разрушение может принимать форму крупных погодных явлений, таких как землетрясения или наводнения; изменения климата и его катастрофических последствий; или последствий загрязнения, перенаселения или пренебрежения к планете и ее ограниченным ресурсам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амусин М. Н. Посмотрим, кто пришёл // Знамя. – 2008. – № 2. – URL: http:// magazines.russ.ru/znamia/2008/2/am14.html
2. Бажов, П. В. Малахитовая шкатулка, АСТ, 2007 Бажовская энциклопедия. Екатеринбург «Сократ», 2017
3. Беляков, С. М. Оптические эффекты. Заметки о творчестве Ольги Славниковой // Урал. – 2002. – № 4. – URL: http://magazines.russ.ru/ural/2002/4/bel.html,
4. Галиева, Ж. Г. Граница между небом и землёй. Ольга Славникова // Вопр. литературы. – 2009.
5. Шишкина С. Г. Истоки и трансформации жанра литературной антиутопии в XX веке. Иваново: Федеральное агентство по образованию, 2009. C. 9–20.
6. Латынина Ю. Л. Литературные истоки антиутопического жанра: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1992.
7. Юрьева Л. М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2005.
8. Ляшенко О. И. Уральские мотивы в романе Ольги Славниковой «2017»// Актуальные вопросы филологических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2016.
9. Jan Pospíšil The Historical Development of Dystopian Literature – 2016.