Фрагмент для ознакомления
2
Организация медико-социальной работы в детских поликлиниках. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность медико-социальных отделений. Основные направления, формы работы, категории населения – объекты медико-социальной работы
Проблема сохранения здоровья является одной из глобальных проблем человечества. При этом здоровье человека не сводится только к его анатомическим и физиологическим характеристикам.
Деятельность медико-социальных отделений в первую очередь, основывается на положениях Конституции Российской Федерации , а именно:
– человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ);
– Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ);
– каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ);
– в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41 Конституции РФ);
– сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» уже исходя из анализа названия, является основным федеральным законом в сфере охраны здоровья. Он конкретизирует принципы, закрепленные Конституцией, дает основные понятия, содержит в себе нормы, являющиеся фундаментом для правового регулирования отношений между субъектами.
К основным федеральным законам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, относятся: ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», и др.
На основе федеральных законов приняты и действуют многие подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня.
Среди правительственных актов можно назвать, в частности: Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», от 2 июня 2008 г. № 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства».
В 2012 г. вышел Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04.2012 № 366н, где в разделе «Правила организации деятельности детской поликлиники» указано, что структура детской поликлиники предусматривает наличие отделения медико-социальной помощи (ОМСП). Вместе с тем в приказе не прописаны функции данного отделения и его персонала, принципы межсекторального и межведомственного взаимодействия и прочее, т. е. не определен порядок организации медико-социальной помощи. В такой ситуации подспорьем является опыт уже существующих (немногочисленных) ОМСП детских поликлиник.
Среди актов министерств и ведомств особое место занимают Приказы Министерства здравоохранения РФ, которые непосредственно направлены на регулирование правоотношений в системе здравоохранения, например: от 6 декабря 2012 г. № 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра», от 13 февраля 2013 г. № 66 «Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации». Приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 910н утвержден Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями и т.п.
Детская поликлиника координирует деятельность всех других амбулаторно-поликлинических учреждений, занимающихся отдельными вопросами охраны здоровья детей всех возрастов, которые существуют в данном регионе и на данной территории – консультативно-диагностические центры, поликлиники для подростков и молодёжи, центры планирования семьи и др.
Новая структура и спектр задач детской поликлиники предполагают непрерывность и преемственность медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья детей вплоть до достижения 18-летнего возраста, преимущественное внедрение профилактических технологий, оказание всех видов медицинской помощи как по месту проживания, так и в образовательных учреждениях. Медицинское обеспечение детей на амбулаторном уровне осуществляют территориальные педиатрические поликлиники (поликлинические отделения). При этом медицинское наблюдение за формированием здоровья детей на протяжении всего периода роста и развития от 0 до 17 лет включительно осуществляет один врач. Территориальная детская поликлиника осуществляет амбулаторную помощь детям в возрасте от 0 до наступления 18 лет (диагностическую, профилактическую, оздоровительную, лечебную, реабилитационную).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2012 № 24361) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 43. 22.10.2012.
4. Приказ Минздрава России от 13.11.2012 № 910н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2012 № 26214) // Российская газета. Спецвыпуск. № 78/1. 11.04.2013.
5. Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В., Порядок организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники // Вопросы современной педиатрии. 2013. Т. 12. № 4. С. 12-16.
6. Богомолова А.В. Новый стандарт качества обслуживания в детских поликлиниках // Цивилизация знаний: российские реалии: Труды Семнадцатой международной научной конференции. 2016. С. 443-447.
7. Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Рунова О.С. Новые организационные технологии в оптимизации работы детской поликлиники // Вестник Ивановской медицинской академии. 2015. Т. 20. № 1. С. 5-8.
8. Жукова И.А., Нелидкин А.М., Кислова Н.И. Медико-социальная работа с несовершеннолетними в детской поликлинике // Социально-экономические аспекты развития современного общества: межвузовский сборник научных трудов. 2016. С. 40-48.
9. Орел В.И., Ким А.В., Рослова З.А., Гурьева Н.А. Медико-социальное отделение и его роль в работе детской поликлиники // Педиатрия и детская хирургия в Приволжском федеральном округе: VI Конференции педиатров-нефрологов Приволжского федерального округа по социальной педиатрии. 2015. С. 55-58.