Фрагмент для ознакомления
2
«ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
ВОПРОСЫ:
1. ПОНЯТИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА:
2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ (=ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ ТЕКСТА В ШКОЛЕ.
ОТВЕТЫ:
1. Лингвистический анализ текста – это общая оценка материала и его разбор по составным элементам. Данный вид анализа позволяет не только понять, что хотел показать автор, но и определить используемые им инструменты и методы убеждения, воздействия, аргументации и пр.
2. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
Необходимо следовать общему плану:
1. Тема текста.
2. Идея (основная мысль) текста.
3. Композиция текста (перечень микротем).
4. Характер связи предложений в тексте (тема-рематическое членение текста) – по абзацам (в первом абзаце, во втором…).
5. Связь предложений в тексте (лексические и грамматические средства).
6. Тип речи.
7. Стиль речи. Жанр текста.
8. Стилистические особенности текста (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические).
Каждая часть выделяется отдельным абзацем. Необходимо написать, что представляет собой каждое понятие в выбранном для анализа тексте и привести примеры.
3. В ШКОЛЕ УЧАЩИМСЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В СООТВЕТСТВИИ СО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМОЙ:
1. Тема текста (+заголовок)
2. Идея текста.
3. Микротемы текста (с выделением ключевых слов).
4. Композиция текста.
5. Тип текста (описание, повествование, рассуждение)
6. Стиль текста (научный, публицистический, официально деловой, художественный)
7. Жанр.
8. Фонетические средства выразительности (для художественного стиля).
9. Лексические средства выразительности;
10. Морфологические средства выразительности
11. Синтаксические средства выразительности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАНИЕ 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ТЕКСТА.
ТЕКСТ 1
На следующее утро мы с Серёжей встали пораньше, напились поскорее чаю и побежали гулять с Джеком. Пес весело бегал в высокой густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к нам.
Набегавшись, решили мы идти играть в «охотников». Джек тоже отправился с нами. Мы сделали из обруча от бочки два лука, выстрогали стрелы и пошли на «охоту».
Посреди сада виднелся небольшой пенёк. Первый стрельнул в него Серёжа. Стрела ударилась о пенёк, отскочила и упала в траву. В тот же миг Джек подбежал к стреле, схватил её зубами и, виляя хвостом, принёс и подал её нам.
Тип текста – повествование (рассказ об «охоте» с другом и псом, много глаголов-сказуемых, которые указывают на действие во время прогулки, их последовательность и смена событий).
Текст 2
Три года учения позади…Надежда сидит за своим рабочим столом и держит в руках деревянную фигурку матрешки. Мастерица уже расписала голову куклы, самая трудная часть работы позади, и теперь Надя с удовольствием маленькой кисточкой наносит на платье куклы узор, навеянный фантазией художницы. Работает Надежда весело, сноровисто, но в то же время осторожно, неспешно, аккуратно. И немало еще времени пройдет, пока расписная матрешка предстанет во всем своем великолепии.
Тип текста – описание (процесс росписи матрешки и характер работы, количество времени, одно пространство – мастерская).
Текст 3
Я очень ценил свою дружбу с Вовкой. Мы – одноклассники. Наши родители работают на авиационном заводе. Они тоже друзья. Однажды на уроке русского языка мы писали сочинение на тему «Друг познаётся в беде». Не могу сказать, что я написал хорошее сочинение. Даже, наверное, плохое. Это же такая трудная тема! А Вовка списал сочинение у меня. Он вообще не знал, о чём писать. «Ладно. Другу надо помогать, пусть списывает», – подумал я. На следующем уроке учительница спросила, кто из нас двоих написал это сочинение? Я сказал: «Я!» И Вовка сказал: «Я!» «В таком случае вы оба получаете единицы», – констатировала (какое трудное и длинное слово!) Надежда Ивановна. После этого наша дружба, как говорится, сошла на нет. Я ничего не сказал Вовке. Но у меня больше не возникало желания с ним играть, гулять и разговаривать.
Тип текста – повествование (рассказ о дружбе, написании сочинения и конфликте между героями) с элементами рассуждения (оценка работы и друга).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах (под ред. Д.Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Лотмана). М.: Художественная литература. 1959–1962 гг.
А. Э. Мильчин. Издательский словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ОЛМА-Пресс. 2003 – 184 с. (560 с.)
Н. И. Сладков. Лесные тайнички. https://online-knigi.com.ua/page/40675 (неточное цитирование)
С. Х. Головнина, С. Н. Смольников. Лингвистический анализ текста: материалы в помощь учителю-словеснику. Вологда: Издательский цент ВИРО, 20061 – 24 с.
https://xn----7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai/novostnaya-zametka-primer-studentki-i-kommentarij-trenera/