Фрагмент для ознакомления
2
Развитие речи (теоретические основы)
1. Календарное планирование
План - это индивидуальный документ педагога, поэтому он самостоятельно может включать в него материалы необходимые для более эффективной работы.
Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
-Календарный план является обязательным документом воспитателя и именно педагог несет за план ответственность.
-Контроль за календарным планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями.
Требования к оформлению календарного плана.
- обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана;
- список детей группы с указанием (дата рождения);
-Распределение детей на подгруппы для разнообразной деятельности;
- режим дня группы;
- Расписание организованно образовательной деятельности;
- Закаливающие мероприятия;
- Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей;
-Зарядку.
-План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
-Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя.
-При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС) : цель, вопросы, оборудование необходимое для организации детской деятельности.
-Календарный план составляется на неделю или промежуток на который рассчитана тема вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .
-Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты педагогической диагностики и результаты ООД (организованно образовательной деятельности).
2. Тематическое планирование
Цели и задачи тематического планирования.
- Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.
- Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
- Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.
- Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности.
План должен :
- Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
-Соответствовать критериям полноты и достаточности.
-Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.
- Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
- Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.
- Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.
Требования к оформлению тематического плана.
- обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана;
- список детей группы с указанием (дата рождения);
-Распределение детей на подгруппы для разнообразной деятельности;
- режим дня группы;
- Расписание организованно образовательной деятельности;
- Закаливающие мероприятия;
- Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей;
-Зарядку.
-План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
-При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС) : цель, вопросы, оборудование необходимое для организации детской деятельности.
Таким образом, перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются :
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
3. Проекты
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает «брошенный вперед», выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает «путь исследования».
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял обучающий процесс, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.
Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами.
Типологии проектов в ДОО :
По количеству участников:
- Индивидуальные;
-Групповые.
По продолжительности:
- Краткосрочные (1-4 недели);
- Среднесрочные (1-3 месяца);
- Долгосрочные (полугодие, учебный год).
По содержанию:
- Монопроекты (ода образовательная область);
- Интегративные (две и более образовательные области).
По доминирующему виду проектной деятельности;
- Информационные;
- Исследовательские;
- Творческие;
- Практико –ориентировочные и т. д.
Виды проектов в ДОО (по Т. В. Фуряевой) :
Исследовательско-познавательные (старший возраст) :
- совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.
Игровые (младший возраст) :
- использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.
Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :
- сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.)
Творческие (младший возраст) :
- оформление результата деятельности в виде праздников, театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
Досуговые:
- спортивные и развлекательные мероприятия.
Комплексные:
- смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.
Этапы работы над проектом :
1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).
3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.
5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
4. План преемственности между ДОО и школой
План работы по преемственности между ДОО и школы
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы);
- работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);