Фрагмент для ознакомления
2
1 Тема: Характеристика интонации при заикании.
Выпишите определения интонации из различных словарей.
Само название "интонация" происходит от латинского "intonatio" (это слово образовано от глагола "intono", "intonare" - "громко произносить"). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения.
В "Справочнике логопеда" М.А. Поваляевой указывается, что интонация - сложный комплекс просодических компонентов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций.
Л.З. Андронова указывает, что интонация - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.
Л.А. Копачевская подчеркивает, что под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла. Интонация относится к сверхсегментным средствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, высказывания)
1. Составьте таблицу «Компоненты интонации и их взаимовлияние».
Компонент Функции Взаимовлияние
Мелодика (движение основного тона) – основной компонент интонации, осуществляющийся повышением или понижением голоса во фразе (вопросительное или повествовательное предложение). 1) оформляет высказывание в единое целое (показывает законченность или незаконченность предложения)
2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (выражает побуждение, вопрос или повествование)
3) передача синтаксических отношений между частями предложений или предложениями (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)
4) выражает эмоциональную окраску предложения
5) вскрывает подтекст высказывания
6) характеризует говорящего и ситуацию в целом.
В тексте интонация также играет большую роль, выполняя следующие функции:
1) разделяет текст на смысловые части;
2) осуществляет межфразовую связь, объединяет высказывания внутри каждой смысловой части текста;
3) различает стили и жанры повествования;
4) осуществляет эмоционально-эстетическое воздействие;
5) служит изобразительным средством, позволяя говорящему выделять положительные и отрицательные персонажи или действия, передавать эмоциональное состояние персонажей, характер их движений или действий, физические свойства предметов и явлений (размер объектов, скорость изменения событий и т.п.). Важнейшие элементы интонации – это мелодика и ударение; на них базируются интонационные единицы: интонемы (интонационные конструкции) и синтагма (такт).
Мелодика слога и слова создает музыкальное, политаническое ударение. Мелодика создает интонационный рисунок, который лежит в основе инт. модели – интонемы. Мелодика вопросительной фразы характеризуется тем, что тон повышается на ударном слоге того слова, к которому славится вопрос. Имеют свою интонему повествовательные и восклицательные фразы, а также обособление, пояснение, перечисление и другие типы интонаций. Интонемы связывают интонацию с синтаксическими конструкциями, которые свойственны тому или иному языку.
Синтагма создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Синтагма имеет две функции – фонетическую и семантическую. Фонетическая синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку. Синтагматическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистически оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания. Синтагматическое членение предложения, наряду с порядком слов, является средством актуального членения предложения.
Ритм речи – регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов, служащее основой эстетической организацией художественного текста.
Темп речи (скорость произнесения её элементов – звуков, слогов, слов) – скорость протекания речи и длительность её звучания во времени: к концу высказывания темп речи замедляется, содержащее произносится быстрее, чем информационно значимое.
Интенсивность – степень громкости, сила или слабость произнесения высказывания.
Тембр – звуковая окраска речи, передающая её эмоционально-экспрессивные оттенки.
Пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи.
Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона)
2. Составьте таблицу «Этапы развития интонационной стороны речи».
Возраст Характеристика
Начальный этап доречевого развития
2-3 месяца жизни Рефлекторный крик.
К 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. До двух месяцев голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям голоса, крика, плача, но более подробной дифференциации плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки. Во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры. Ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.
2-4 месяца Появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в силу их интонационной выразительности, что становится возможным начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации.
После 6-го месяца, в течение 7 месяца Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным.
От 7-8 месяцев до одного года Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Общение осуществляется с помощь эмоциональной интонации.
11 месяцев Появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Beроятнее всего, это начальная стадия формирования ударения.