Фрагмент для ознакомления
2
1.Сравните нормы об ограниченных вещных правах, содержащиеся в
ГК РСФСР 1922 г., ГК РСФСР 1964 г., ГК РФ 1994 г., проекте ГК РФ.
Предоставляемые ограниченными вещными правами возможности всегда ограничены по содержанию в сравнении с правомочиями собственника, являются гораздо более узкими (в частности, в большинстве случаев исключают возможность отчуждения имущества без согласия собственника).
В ГК РСФСР 1922 года были включены в качестве ограничения вещных прав, прав застройки и залога.
Право застройки было отменено в 1948 - 1949 гг., а залог стал рассматриваться исключительно как способ обеспечения надлежащего исполнения обязательств, т.е. как институт обязательственного права. После этого ГК РСФСР 1964 г. вообще упразднил категорию вещных прав, а место вещного права заняло всеобъемлющее право собственности .
Особенность современного российского права составляет то обстоятельство, что после длительного отсутствия в нем самого института вещного права последнее все еще находится в стадии формирования и развития, что в полной мере относится к конкретным видам ограниченных вещных прав. К тому же они пока закрепляются не только гражданским, но также земельным и жилищным законодательством. Их достаточно четкая систематизация намечена в Концепции развития гражданского законодательства РФ и в разработанном на ее основе проекте новой редакции раздела II ГК РФ.
Статья 216 ГК РФ, редакция которой остается неизменной с 1994 г., в п. 1 называет пять видов ограниченных вещных прав:
1) права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности (ст. 265 и п. 1 ст. 268 ГК РФ), причем их правовой режим должен определяться в основном земельным законодательством;
2) сервитуты на земельные участки (ст. 274 ГК РФ), здания и сооружения (ст. 277 ГК РФ), в том числе находящиеся в частной собственности;
3) права хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) имущественными комплексами - предприятиями и учреждениями (но не земельными участками), причем право хозяйственного ведения допустимо только в отношении имущества унитарных предприятий - объектов права, находящихся в публичной собственности.
Вместе с тем п. 1 ст. 216 ГК РФ до перечисления отдельных видов ограниченных вещных прав содержит оговорку "в частности", что дает основание не считать этот перечень закрытым, а тем самым как будто бы устраняет важнейший признак этих прав - их numerus clausus. В действительности, однако, дело обстоит несколько сложнее.
Относительно известных действующему законодательству ограниченных вещных прав (сервитуты и ипотека, а также право оперативного управления) проект ГК РФ в основном ограничивается определенными дополнениями и известным расширением их правового регулирования. Принципиальные новшества предусматриваются здесь лишь в отдельных случаях (главным образом в отношении "квазивещного" права оперативного управления).
Так, в отношении сервитутного права проект предусматривает его регулирование только нормами ГК или в установленном им порядке (п. 5 ст. 301), что предполагает исключение норм о сервитутах из Земельного кодекса и одновременно делает его объектом не только земельные участки, здания и сооружения, но и отдельные жилые и нежилые помещения (п. 7 ст. 301). Принципиальной новеллой здесь является систематизация сервитутов: во-первых, восстановление их традиционного деления на положительные и отрицательные (п. 1 ст. 301.1); во-вторых, закрепление специальных правил о пяти отдельных видах сервитутов:
1) сервитутах перемещения (ст. 301.6);
2) строительных сервитутах (ст. 301.7);
3) сервитутах мелиорации (ст. 301.8);
4) горных сервитутах (ст. 301.9);
5) коммунальных сервитутах (ст. 301.10).
В соответствии с правилом п. 5 ст. 301 проекта эта ситуация означает невозможность появления в законодательстве иных видов сервитутов. В остальном проект уточняет и дополняет традиционные правила о порядке установления и прекращения сервитутов, а также об определении платы за сервитут (как исключение возможен и безвозмездный сервитут).
Проект детально регулирует как общие положения об ипотеке, так и ее отдельные разновидности: ипотеку зданий и сооружений (ст. 303.5), земельного участка (ст. 303.6), прав постоянного землевладения или застройки (ст. 303.7), жилых и нежилых помещений (ст. 303.8), а также правовой режим закладной (ст. 303.9 и 303.10). Столь подробное регулирование, очевидно, предполагает отмену действующего Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" после принятия этих новых правил.
Вместе с тем нормы об ипотеке как разновидности залога не могут рассматриваться в полном отрыве от общих положений о залоге, которые все равно должны применяться к ипотечным отношениям, по крайней мере "субсидиарно" (на что указывают даже последовательные сторонники признания залога в целом институтом обязательственного, а не вещного права, позиция которых возобладала при подготовке как Концепции развития гражданского законодательства РФ , так и основанного на ней законопроекта ).
Важной новеллой для этого института стала возможность установления оформляемой закладной независимой ипотеки, в том числе устанавливаемой собственником недвижимости без указания лица, в пользу которого установлено это обременение. Такой институт напоминает германскую конструкцию "поземельного долга" (§ 1191 BGB), особенно "поземельного долга на предъявителя" (§ 1195 BGB), также оформляемого закладной и используемого главным образом для обеспечения кредитных сделок. В связи с этим он обычно именуется обеспечительным поземельным долгом (Sicherungsgrundschuld), причем с его помощью можно обеспечивать даже будущие требования.
В редакции законопроекта предполагается, что "независимая ипотека" будет использоваться исключительно в предпринимательских отношениях. Залогодателем здесь может стать только коммерческая организация, а залогодержатель (по общему правилу - банк или иная кредитная организация) вправе самостоятельно определить, какое обязательство должника-залогодателя (или третьего лица) считается обеспеченным таким залогом (ст. 303.1 - 303.2 проекта). Согласно ст. 303.4 проекта предметом ипотеки (как независимой, так и обычной - акцессорной) могут стать ограниченные вещные права постоянного землевладения и застройки, однако в отличие от германского ипотечного права в этом качестве не могут выступать вещи и права, которые лишь возникнут в будущем.
Наконец, "квазивещное" право оперативного управления в рассматриваемом законопроекте определяет правовой режим имущества как всех видов учреждений-несобственников (включая имущество, полученное ими за счет разрешенной им деятельности, приносящей доходы) и казенных предприятий, так и всех остальных унитарных предприятий. Иначе говоря, предполагается, что оно поглотит право хозяйственного ведения и окончательно прекратит искусственную дифференциацию права оперативного управления, до сих пор сохраняющуюся как один из реликтов прежнего правопорядка. В этом состоит основное принципиальное новшество данного института в редакции проекта.
Другой принципиально важной новеллой является распространение п. 16 ст. 2 проекта (т.е. его вводными положениями) режима права оперативного управления на земельные участки, находящиеся в законном владении и пользовании унитарных предприятий и учреждений (с расторжением заключенных в их отношении договоров аренды). Это обстоятельство делает юридически однородным правовой режим по крайней мере принадлежащих этим юридическим лицам движимых и недвижимых вещей, хотя бы отчасти упрощая существующую здесь ситуацию.
В числе ограниченных вещных прав п. 2 ст. 223 проекта называет также право ограниченного владения земельным участком (ст. 297.1 проекта). Фактически же речь при этом идет о праве ограниченного пользования таким участком, которое признается за собственником здания или сооружения, не имеющим иного вещного права на земельный участок или договора с его собственником. Оно состоит в возможностях владеть и пользоваться земельным участком в объеме, необходимом для обеспечения доступа к зданию или сооружению.
По сути, оно является своеобразным "резервным" правом, возникающим в указанной ситуации в силу прямых указаний закона, и потому даже не подлежит государственной регистрации (п. 7 ст. 297.1 проекта). В действующем законодательстве эту роль выполняет право, предусмотренное п. 1 ст. 271 ГК РФ.
В связи с этим ст. 297.1 проекта можно считать уточнением и развитием указанной нормы ГК РФ. Вместе с тем следует иметь в виду, что такое право вызвано к жизни исключительно недостатками действующего законодательства и современной отечественной правоприменительной практики (ибо в обычном имущественном обороте немыслима ситуация появления на чужом земельном участке здания или сооружения без какого-либо титула на землю). Поэтому в перспективе, по мере развития вещно-правовой регламентации и ее практического воплощения в реальной жизни, такое "резервное" вещное право должно исчезнуть .
Таким образом, а первой отечественной кодификации гражданского права - ГК РСФСР 1922 г. произошло сужение круга ограниченных вещных прав по сравнению с дореволюционным правом до прав застройки и залога как и последующее полное исчезновение вещных прав в ГК РСФСР 1964 г., было обусловлено очевидными социально-экономическими причинами и не должно составлять препятствий для современного развития этого института в условиях возврата к рыночной организации хозяйства.
В проекте новой редакции ГК РФ урегулировано девять видов ограниченных вещных прав, лишь три из которых (сервитут, ипотека и "квазивещное" право оперативного управления) прямо признаны в этом качестве действующим законодательством. Поэтому планируемые в законопроекте нововведения будут иметь действительно революционный характер для развития российского вещного права.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты и официальные документы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
2.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918
3.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рекламе" // Собрание законодательства РФ.2006. N 12. Ст. 1232.
4.Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства РФ.1995. N 50. Ст. 4870
5.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918
6.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рекламе" // Собрание законодательства РФ.2006. N 12. Ст. 1232.
7.Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства РФ.1995. N 50. Ст. 4870
8.Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // "Вестник ВАС РФ", N 11, ноябрь, 2009
Монографии, учебные пособия, статья в научной литературе
9.Белов В.А. Добросовестность, разумность, справедливость как принципы гражданского права // Законодательство. 1998. № 8.
10.Витрянский В. Новое (проектируемое) вещное право // Хозяйство и право. 2016. N 4 (Приложение). С. 3 - 48.
11.Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. М.: Статут, 2016. 431 с.
12.Дерюгина Т.В. Сущность понятия добросовестности в гражданском праве России // Юристъ-Правоведъ. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2010, № 3. - С. 46-49
13.Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М.: Лекс-Книга, 2002.
14.Краснова С.А. Определение понятия «добросовестность» в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2003. № 3.
15.Новиков М. В. Понятие добросовестности в гражданском праве: теоретический анализ // Молодой ученый. 2012. №1. Т.2. С. 41-43.
16.Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017. 560 с.
17.Суханов Е.А. Проблемы вещного права в современном российском праве // Журнал российского права. 2016. N 4. С. 33 - 38.
Судебная практика
18.Постановление Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2003
19. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 10 // СПС Консультант плюс
20.Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2017 по делу N 301-ЭС17-9716, А79-8466/2015 //СПС Консультант плюс
21.Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 N 19-КГ14-18 // СПС Консультант плюс
22.Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 30.06.2015 N 33-6387 // СПС Консультант плюс
23.Апелляционное определение Тюменского областного суда от 12.08.2015 по делу N 33-4758/2015 // СПС Консультант плюс