Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально - экономические изменения в Российской Федерации привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь - системы высшего образования, которая связана с экономическими процессами через обеспечение подготовки производительных сил. Важная роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предполагает постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики.
1. Общие вопросы формирования профессиональной компетентности юриста по гражданским делам
Правовая компетентность юриста отражает социальные ценности (свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир, законность), которые с течением времени приобрели статус правовых ценностей. Данные ценности одновременно являются идеями и осуществляются реальной человеческой практикой, в том числе практикой юристов. Идея права, в которой утверждается как необходимость стабилизации и развития отношений на основе свободы, равенства, справедливости, являющимися как ценностями права, так и ценностями человека, есть своего рода ориентир.
Исповедование юристом в своей деятельности ценностей доверия и честности, справедливости и равенства и т.д. позволяет снимать противоречивость нравственных проблем, нравственных противоречий. Данные ценности, выступая в качестве критериев оценки деятельности юриста, становятся основой для различения пользы и добры, а полезность уже не замещает добро. Во внутреннем мире юриста, исповедующего ценности права, польза и добро как моральные явления не исключают друг друга, а предполагают друг друга. Ценности права определяют основания его деятельности, становятся мотивами, побуждающими его к осуществлению профессиональной деятельности в рамках правового поля.
В результате осмысления требований, предъявляемых к деятельности юриста, к его знаниям и умениям, установлено, что при четком указании на такое требовании как владение знанием законодательных и нормативных правовых актов отсутствуют требования, в которых «закрепляются» нравственные основания его деятельности. Такими требованиями являются требования справедливости и равенства, уважения и честности, добра и пользы, блага.
Среди требований, предъявляемых к юристу, его деятельности, личностным качествам, особое значение в его деятельности в современной социальной и экономической ситуации имеет правовая компетентность, формирование которой происходит в процессе обучения будущего юриста в вузе. В образовательном процессе при формировании правовой компетенции юристов применяются различные педагогические подходы. Так, в рамках аксиологического подхода к исследованию правовой компетентности личности основное внимание акцентируется на ценностных ее аспектах, на нравственных основах правовой компетентности, конкретизируется связь правовой компетентности и нравственности членов общества
В рамках деятельностного подхода к исследованию правовой компетентности личности внимание акцентируется на различных сторонах человеческой деятельности. Правовая компетентность возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности, творческой деятельности. Деятельность и составляет ее содержание, а также результативную сторону.
В рамках культурологического подхода к исследованию правовой компетентности личности внимание обосновывается, что правовая компетентность есть часть или сегмент единого феномена культуры конкретного общества. Правовая компетентность фиксирует (отражает) адекватный ей вид отношений. Правовая компетентность есть опыт правоприменения, критерием которого являются правовые ценности, являющиеся аксиологической ее формой.
Так нам представляется, что правовая компетентность юриста не сводится к правовому сознанию, а включает его. Правовое знание есть действительный факт правового сознания. Знание как результат познавательной деятельности становится основой идеального плана практически- преобразующей деятельности. Правое сознание как ядро правовой компетентности отражает ценностно-мировоззренческое отношение юриста к праву. Правовое сознание юриста отражает реализованные им отношения к праву в процессе правоприменения, профессиональной деятельности т.д. Правовое сознание отражает не просто ценностное отношение юриста к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным, но ценностно-мировоззренческое отношение. Правовые ценности являются образующими содержания правового сознания.
В исследовании, базирующемся на положениях функционального анализа, раскрыта структура правового сознания юриста, обосновано содержание его структурных компонентов. Структурными компонентами правовой компетентности юриста являются когнитивный, рефлексивно-ценностный и деятельностный компоненты, находящиеся во взаимосвязи между собой.
2.Коммвникативные навыки юриста по гражданским делам
В профессии юриста слово - это профессиональный инструмент, и владение им тем лучше, чем чаще инструмент настраивается, используется, «тренируется» в процессе публичных выступлений.
Известно, что к профессиональным компетенциям юриста относятся и навыки публичного выступления. Обучение навыкам публичного выступления юриста, как и «обучение любому навыку, содержит в себе четыре стадии: неосознанное незнание; осознанное незнание; осознанное знание; неосознанное знание.
В процессах становления гражданского общества эпицентром всех социальных, бытийных, семейных, профессиональных, межличностных явлений и процессов является общение. Понятие «общение» располагается в узкой связи с понятием «отношение». Эти понятия являются неотчуждаемыми в том значении, что отношения создаются и появляются в общении. Это выделяет значимость базы общекультурной компетенции человека. Общекультурные компетенции ориентированы на усвоение методик физиологического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Ценностная специфика общекультурной компетенции обуславливает такие понятия, как нравственность, духовность, мораль, личность, саморазвитие и самоутверждение, что напрямую зависит от того, насколько точно конкретная личность вписывается в специфику профессионального коллектива или команды.
Ключевым понятием темы является общекультурная компетенция. Это - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности. В контексте темы исследования, общекультурная компетентность личности определяется, как совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении (команде или коллективе) и оперировать его элементами. Причем, команда - понятие, отличающееся от коллектива. Команда - это группа людей в рамках коллектива, объединенная общей целью, этикой и атрибутикой, то есть имеющая особенные черты, отличающие ее от других; коллектив - это группа людей, представляющая собой часть общества, объединенная совместной социально-значимой деятельностью.
В общекультурной компетентности, раскрывающей способности работать в коллективе важную роль играют смысловые и коммуникативные нюансы. Человек - существо социальное, и прожить вне общества фактически не может. Взаимоотношения с людьми становятся определяющим фактором для нормальной жизни, для продвижения по карьерной лестнице, построения семьи. С самых первых дней жизни человек вступает во взаимодействие с окружающими, обучается выстраивать связи с близкими. В этом смысле, самопознание становится важным и действенным фактором общекультурного развития. Ведь изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя в коллективной деятельности начинается уже в детстве и продолжается всю жизнь. Эти знания формируется постепенно по мере познания внешнего мира и своих возможностей не только в индивидуальной деятельности, но в командной, исходя из собственной мотивации
Заключение
Такому направлению обучения как юриспруденция следует уделять большое внимание так как профессия юрист накладывает немалую долю ответственности на ее носителя, следовательно юрист должен получить качественное образование для того чтобы быть компетентным и высокопрофессиональным специалистом. Основа профессионализма юриста - хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходимо знать право и закон. Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике. Компетентность как раз и показывает, умеет ли выпускник пользоваться своими знаниями, умениями и навыками в реальной жизни.