Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ 1. ТЕМА: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
Цель – анализ моделей глобализации, особенностей ее четвертого этапа и перспектив.
1.Прочитать статьи: Кондратьев, В. Новый этап глобализации: особенности и перспективы / /В. Кондратьев//Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 6, сс. 5-17. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-6-5-17
2. Ответить на следующие вопросы: а) определите особенности старой и новой модели глобализации; б) определите основные этапы глобализации; в) особенности: установите новые тенденции четвертого этапа глобализации, факторы их обуславливающие и перспективы.
РЕШЕНИЕ:
а) определите особенности старой и новой модели глобализации;
1. Глобальная экономическая модель.
Старая модель: Глобальный рост, стимулируемый одной или узкой группой стран, играющих роль экономического полюса. Высокие темпы роста развивающихся стран. Мультипликационный эффект интенсивной торговли товарами, стимулирующий рост ВВП
Новая модель: Многополярный и фрагментированный экономический рост. Дифференциация путей роста развивающихся экономик. Медленный рост товарной торговли; возрастание роли торговли услугами в качестве драйвера экономического роста.
2. Глобальная предпринимательская модель.
Старая модель: Цепочки поставок, интегрированные в рамках крупных низкостоимостных сетей обрабатывающей промышленности.
Новая модель: Вещная дезинтеграция цепочек стоимости, стимулируемая протекционизмом и индустрией 4.0. Цифровая интеграция потребителей, устройств и компаний.
3. Глобальная политическая модель.
Старая модель: Конвергенция стран и экономик на основе экономических принципов, определяемых G7 и Бреттон-Вудскими институтами. Верховенство глобальной экономики над национальной политикой.
Новая модель: Меньшая конвергенция в повестке дня крупнейших мировых экономик. Рост государственного капитализма. Возможности координации в неэкономических областях, таких как кибербезопасность, конфиденциальность и борьба с уходом от налогов (налоговые гавани).
Список литературы
1. Кондратьев, В. Новый этап глобализации: особенности и перспективы / /В. Кондратьев//Мировая экономика и международные отношения, 2018, т. 62, № 6, сс. 5-17. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-6-5-17
ЗАДАНИЕ №2. ТЕМА: ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Цель – изучить деятельность конкретной международной корпорации, выбрать на свое усмотрение одну из ТНК и описать ее деятельность по следующей схеме: 1) из истории создания ТНК; 2) специализация ТНК, ассортимент выпускаемой продукции; 3) расположение материнской компании, филиалов, описание международной сети производства; 4) описание международной сбытовой сети; 5) деятельность (по производству или сбыту продукции) ТНК в РФ. Работа должна быть выполнена с соблюдением предложенной структуры. Объем работы 5-10 страниц, В конце указать основные источники.
РЕШЕНИЕ:
1) из истории создания ТНК.
Компания Nestlé была образована в 1905 году в результате слияния англо-швейцарской молочной компании, основанной в 1866 году братьями Джорджем и Чарльзом Пейджами, и Farine Lactée Henri Nestlé, основанной в 1867 году Анри Нестле. Компания значительно выросла во время Первой мировой войны и снова после Второй мировой войны, расширив свои предложения за пределы раннего производства сгущенного молока и детских смесей. Компания совершила ряд корпоративных приобретений, включая Crosse & Blackwell в 1950 году, основанную в 1963 году, Libby's в 1971 году, Rowntree Mackintosh в 1988 году, Klim в 1998 году и Gerber в 2007 году.
Компания была связана с различными спорами, подвергалась критике и бойкоту из-за ее маркетинга детских смесей в качестве альтернативы грудному вскармливанию в развивающихся странах (где может не хватать чистой воды), использования детского труда при производстве какао, а также производства и продвижения бутилированной воды.
Пандемия COVID-19 не оказала негативного влияния на Nestle. Из-за карантина люди покупали больше упакованных продуктов, не только кофе и молочные продукты, но и товары для домашних животных, что увеличило продажи компании. Nestlé демонстрирует самый высокий квартальный рост продаж за последние 10 лет.
В апреле 2021 года Nestlé согласилась приобрести витаминную компанию Bountiful, ранее известную как Nature's Bounty Co., за 5,75 миллиарда долларов, также отметив, что большая часть роста компании в этом квартале была обусловлена "витаминами, минералами и добавками, которые поддерживают здоровье и иммунную систему". В результате сделки Bountiful приобретает различные активы, в том числе Nature's Bounty, Solgar, Osteo Bi-Flex и Puritan's Pride.
В январе 2022 года Nestlé выплатит фермерам какао наличными, если они отправят своих детей в школу.
В мае 2022 года было объявлено, что научно-медицинское подразделение Nestlé приобрело Puravida, бразильского производителя органических, натуральных растительных продуктов.
В мае 2022 года Nestle отправила в Соединенные Штаты поставки детских смесей с европейских авиабаз, чтобы сократить дефицит детских смесей в Соединенных Штатах в 2022 году. Эти поставки включали продукты бренда Gerber для детского питания из Нидерландов и Alfamino для детского питания из Швейцарии.
2) специализация ТНК, ассортимент выпускаемой продукции.
В настоящее время компания "Нестле" насчитывает более 2000 брендов с широким ассортиментом продукции на ряде рынков, включая кофе, бутилированную воду, молочные коктейли и другие напитки, сухие завтраки, детское питание, диетическое и лечебное питание, приправы, супы и соусы, замороженные и охлажденные продукты и корм для домашних животных. В 2019 году компания занялась производством продуктов питания на растительной основе, выпустив свои невероятные и потрясающие бургеры (под брендами сад изысканными и сладкими Земли). В 2020 году Нестле анонсировала дополнительные продукты на растительной основе, в том числе соевые сосиски и сосиски, похожие на чоризо.
Основные группы товаров и объём продаж в 2018 году:
1) из истории создания конкретной МЭО;
Международная торговая палата (МТП; фр. Международная торговая палата — CCI, англ. Международной Торговой палаты — ICC) — независимая самоуправляемая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году, объединяющая торговые палаты, предпринимательские организации и отдельные компании для выработки международных стандартов торговли, совместной защиты интересов в международных организациях, разрешения коммерческих споров.
Основана в 1920 году. Штаб-квартира — в Париже.
Местные торговые палаты известны с XVI века, палаты уровня стран — с ΧΙΧ века, но во всех случаях они представляли локальные интересы предпринимателей того или иного города или страны. Первая попытка создать международный орган с функцией торговой палаты относится к 1905 году, когда в Льеже несколько европейских палат учредили Международный конгресс торговых палат. На последнем заседании в Париже в июне 1914 года конгрессом выработан устав будущего постоянно действующего органа, включавшего функции коммерческого арбитража, выработки правил торговли, введения санкций, однако организацию создать так и не удалось из-за начала Первой мировой войны.
20—24 октября 1919 года по инициативе Торговой палаты США в Атлантик-Сити проведена международная торговая конференция с представителей торгово-промышленных палат и деловых кругов Бельгии, Франции, Италии и Англии, посвящённая восстановлению международной торговли в послевоенных условиях. Активность представлявшей интересы в основном крупного частного капитала Торговой палаты США в направлении либерализации международной торговли контрастировала с государственной политикой изоляционизма, проводимой в послевоенное время кабинетом Вильсона. В программе конференции последним, десятым пунктом в повестке было создание постоянно действующей международной торговой палаты, решение о чём было принято единодушно в последний день конференции — 24 октября 1919 года, который и считается датой основания МТП.
2) цели, задачи и функции данной МЭО;
Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.
Цели МТП:
- Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;
- Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой области для помощи гармоничному развитию и свободе международной торговли;
- Защита системы частного предпринимательства;
- Стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.
Функции МТП:
- Привлекать внимание правительств к проблемам бизнеса;
- Представлять рекомендации правительству страны, где проходит встреча.
МТП создала первую систему коммерческого арбитража, составила правила документарного кредита, которые применяются всеми банками мира. Консультативный статус МТП при ООН позволил ей выступить с инициативами о либеризации международных таможенных правил и внедрение экологических стандартов серии ИСО 14001, антикоррупционного кодекса, Карнет АТА, сертификатов происхождения товаров и многих других документов, которые стали стандартами в торговой практике.
3) регулирование международных экономических отношений, пределы регулирования;
Сюда можно отнести результаты Международной торговой палаты:
– ИНКОТЕРМС (англ. Incoterms, International commercial terms) - свод международных правил толкования основных терминов, используемых в области внешней торговли. Обеспечивает однозначное понимание прав и обязанностей сторон договора купли-продажи.
– Работа Международного Арбитражного Суда, созданного в 1923г. Международная торговая палата оказывала сильнейшее влияние на создание института международных арбитражных органов. На сегодняшний день имеет значительный авторитет на мировом уровне и позиционируется как справедливый центр международного арбитража.
4) влияние программ (проектов, соглашений и пр.) МЭО на страны.
В международном торговом обороте основным источником правовых норм о купле-продаже является Венская конвенция. Нельзя не отметить Принципы европейского договорного права, подготовленные Комиссией по европейскому договорному праву, которые оказывают большое влияние на торговый оборот, в особенности на практику договорных отношений.
1. Применение ИНКОТЕРМС в качестве регулятора международных торговых отношений является наиболее распространенным. Анализ многих современных договоров купли-продажи товаров показывает, что в настоящее время почти ни один такой договор не обходится без ссылки на тот или иной термин сборника.
Данный акт является сборником документированных торговых обычаев, вследствие чего прослеживается ряд особенностей с точки зрения его применения.
В Инкотермс предполагается, что Правила носят факультативный характер, то есть, по общему правилу, условия Инкотермс становятся частью внешнеторгового договора лишь тогда, когда стороны прямо сослались на эти Правила. Высказывалось мнение, что Инкотермс также будут являться частью соответствующего договора при наличии косвенной или "подразумеваемой" ссылки на них. Однако довольно сложно представить себе такую косвенную ссылку. Кроме того, в зависимости от степени такой косвенности доказать в суде то, что именно стороны подразумевали при включении этой ссылки в текст договора, может быть нелегко.