Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное развитие экономики усиливает конкуренцию между компаниями за завоевание рынков сбыта и требует разработки механизмов управления, способствующих достижению целей с высокой экономической эффективностью.
Поэтому конкуренция обязывает все предприятия уделять все больше внимания вопросам качества, что является одним из основных факторов обеспечения прибыли и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики [11, с. 62].
Глава 1 Теоретические основы конкуренции
1.1 Сущность конкуренции
Переход страны к социально ориентированной рыночной экономике, сопровождавшийся уменьшением запасов оборудования, сырья, прочного государственного заказа, с одной стороны, привел к тотальной интервенции всех видов иностранных товаров, с другой стороны, привел к спаду производства, с вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями. Ситуация усугублялась также в связи с моральным и физическим износом существующих материальных активов, слабой платежеспособностью традиционных потребителей и исторически сложившейся необходимостью поддержания социальной инфраструктуры. В таких условиях необходимо активно решать проблемы эффективности производства, повышать качества конечной продукции агрохолдингов и обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности.
Любое государство, предприятие, любая хозяйственная единица вынуждена существовать в окружающих её условиях и вести свою деятельность согласно рамкам той экономической системы, которая господствует в это время.
1.2 Особенности неценовой конкуренции
Конкуренция бывает:
− отраслевая и межотраслевая;
− ценовая и неценовая;
− совершенная (чистая) и несовершенная.
Самым сложным является вид совершенной конкуренции. Последняя не предполагает влияния на потребителя, она занимает не больше 2 % в доле общего рынка [20, с. 31].
Неценовая конкуренция является разнообразной и специфичной. И если ценовая имеет основу в ценовом снижении на товары и услуги в сравнении с другими компаниями, неценовая конкуренция предполагает, что компания предоставляет потребителю товару или услугу более лучшего качества – такой товар более надежен.
В создании неценовой конкуренции важна подача продукта компании. Последняя имеет стратегию оформления товара, упаковку, последующее техобслуживание. Компания рекламирует свой товар или услугу. В таком случае важны детали, мелочи, на которые обращает внимание потребитель. Их и важно учитывать в стратегии неценовой конкуренции.
Часто выбор покупателя может определяться не только соотношением цены и качества товара, но и условиями предоставления продукта или услуги. При одинаковой цене на товар или услугу одного назначения, но с разными производителями, потребитель будет покупать тот товар, который обеспечить комфортные условия покупки, если будет оказана помощь в выборе товара.
Неценовая конкуренция приводит к тому, что компании постоянно придумывают новые формы коммуникации с потребителями. К таким инструментам относят скидки, розыгрыши, акции [4, с. 122].
Неценовая конкуренция полностью противоположна ценовой конкуренции, когда производители конкурируют, снижая цены на свои товары или услуги. Можно сказать, что компании обычно следуют неценовой конкуренции, чтобы избежать ценовых войн. Конкуренция между фирмами
становится здоровой, потому что они постоянно пытаются улучшить свое текущее состояние. Это также полезно для потребителей, поскольку это позволяет им иметь более широкий и лучший выбор наряду с более высоким качеством и стандартом товаров и услуг.
Современные условия рыночной экономики в значительной степени осложнили взаимодействие между продавцом и покупателем. Компании часто используют цены на свои товары и услуги в качестве регулятора, который способен привлечь внимание конкурентов, соответственно повысить конкурентоспособность. Однако такой несложный способ как изменение цены не всегда действует так эффективно. Теперь необходимо как постоянное улучшение собственного товара или услуг, выделение его среди огромного многообразия предложения, так и постоянное исследование поведения покупателей [13, с. 116].
Неценовая конкуренция относится к конкуренции между компаниями, которая фокусируется на преимуществах, дополнительных услугах, хорошем мастерстве, качестве продукции, а также на всех других характеристиках и мерах, не связанных с изменением цен. Это контрастирует с ценовой конкуренцией, в которой конкуренты пытаются получить долю рынка, снижая свои цены.
Неценовая конкуренция на практике осуществляется посредством двух этапов. В начале компании реализуют новшества в производстве или услугах, а затем распространяют информацию о них среди потребителей.
Как правило, неценовая конкуренция включает в себя такие стратегические приемы как сравнение продукта исходной компании с конкурирующим продуктом, при этом ваш продукт демонстрируется в максимально выгодном и комплиментарном ключе, подчеркиваются значительные преимущества продукта, имеющие значение в первую очередь для покупателя, чаще всего посредством рекламы. Например, это может быть информация о сертификации товара известной организацией занимающейся защитой природы. Также, чаще всего компании прибегают к активному продвижению своего бренда и логотипа компании.
Неценовая конкуренция является ключевой стратегией на таких также рынках, на которых услуги продаются в формате продукта, например такие сервисы как «AirBnB», «Яндекс», «Fiverr», «TaskRabbit и другие. В этом случае, поставщики на рынке выделяются друг между другом с точки зрения степени удовлетворенности клиентов, скорости выполнения услуг, качества так далее. Главный недостаток неценовой конкуренции заключается в том, что потребители не всегда замечают произошедшие изменения сразу, в отличие от изменения цены.
1.3 Особенности ценовой конкуренции
В ценовой конкуренции маркетологи разрабатывают разные ценовые стратегии, чтобы победить конкурентов. Обычно они устанавливают такую же или более низкую цену продукта, чем у конкурентов, чтобы заполучить долю на рынке. Как правило, цены меняются, чтобы покрыть расходы или увеличить спрос. Например, международные сети - близкие конкуренты, поэтому часто участвуют в ценовых войнах. Главный недостаток ценовой конкуренции заключается в том, что у конкурентов есть возможность изменять цены на продукты и услуги. Также при постоянном снижении цены для занятия лучших позиций на рынке может страдать репутация. Часто цена определяет уровень качества товаров.
Сущность ценовой политики - в определении и поддержании оптимального уровня и структуры цен, а также изменения их, в целях необходимости, для достижения поставленных фирмой задач.
В зависимости от конкуренции на рынке, предприятие устанавливает свою ценовую политику. Предположим, что на рынке товаров и услуг действует одно предприятие, которое не имеет конкурентов. В таком случае есть единственный рычаг управления спросом, а, следовательно, и цена устанавливается самостоятельно, без воздействия конкуренции. Или же ситуация, когда на рынке множество идентичных фирм, которые соперничают друг с другом. В этом случае, цена определяется под влиянием конкуренции, проводятся рекламные акции, скидки и прочие маркетинговые ходы.
Таким образом, одним из факторов, влияющих на ценовую политику организации, является наличие конкуренции.
Исходя из этого, различают 4 типа рыночных структур.
Первый – рынок свободной конкуренции. Примером является биржевой рынок или международный рынок пшеницы, металлов и других товаров. Главной особенностью такого типа является то, что цена эластична спросу, фирма не устанавливает ее самостоятельно, а приспосабливается под общие стандарты. Если установить цену выше конкурентной, то такой товар не будет куплен, зачем потребителю такой же товар, но по более высокой цене. А если же установить цену ниже конкурентной, то фирма понесет убытки.
Предприятие, имея малую долю рынка, не способно повлиять на уровень действующих цен. Изменение текущих цен возможно только под влиянием внешних факторов, таких как инфляция, таможенные пошлины, налоги и прочее. Также особенность такой структуры рынка является то, что товары взаимозаменяемы и однородны. Если одно или несколько предприятий выйдет из сферы торговли, то идентичную продукцию можно купить у фирм-конкурентов.
Глава 2 Анализ современных методов реализации конкуренции
2.1 Брендинг как современный инструмент неценовой конкуренции в международном бизнесе
В глобализированной экономике основная часть благосостояния наций складывается благодаря способности их экспортировать товары и услуги, имеющие статус брендов, так как в современных условиях весомая часть прибыли производителей поступает от добавленной стоимости, образующейся, в основном, благодаря этому статусу.
Достаточно один раз взглянуть на структуру экспорта России, чтобы понять серьезную зависимость экономики от поставок энергоресурсов за границу. Мы проанализировали данные Федеральной таможенной службы и Росстата, чтобы узнать объем экспорта газа и нефти из России, а также чтобы проследить динамику экспорта с 2000 по 2019 гг. выяснить: импорт каких товаров является важным для РФ [18, с. 189].
Как бы власти не стремились избавить экономику от сырьевой зависимости, пока статистика демонстрирует, что до успехов в этом направлении еще далеко. Например, структура экспорта России показывает, что более 60 % всех наших заграничных поставок связаны с топливно-энергетическими товарами.
Сравнивая экспорт России по годам, нужно отметить, что за первый месяц 2019 г. объем экспорта составил 31,6 млрд долл.
Достаточно бодрое начало года, которое позволяло надеяться на хорошие результаты.
В настоящее время мы видим обострение процессов глобализации и конкуренции. Компаниями на международном рынке важно применять эффективные технологии брендинга. Корпорации и компании большого количества стран в мире – важная часть деятельности глобального рынка. Но опыт России в этой сфере пока недостаточен и не структурирован.
Огромное число российских производителей не применяют технологии брэндинга. А этот процесс крайне важен, особенно в современных условиях, когда многим отечественным компаниям «открыт доступ» к тому, чтобы продвигать свои продукты и товары на рынок. Важно формировать сильную политику компании, сильный бренд – это давало бы гарантии к тому, чтобы потребители выбирали именно данный продукт или услугу, поскольку производителям в условиях сильной конкуренции сложно добиваться успеха на внутреннем рынке и на рынке внешнем [2, с. 5].
По мнению многих исследователей, рынок транснациональных корпораций будет осуществлять контроль рынков при помощи владения основными компаниями и брендами, а не просто компаниями по производству продуктов или товаров. Такая направленность – очевидна в обстоятельствах ускорения многих процессов технологизации и поглощения компаний. Покупатели теперь платят огромные деньги за то, чтобы владеть популярными брендами.
Как результат, в итоге мирового финансового кризиса будут меняться позиции многих сильных брендов на рынке внешнем. В таких обстоятельствах наша страна должна занять свое приоритетное место.
Сильные национальные коммерческие бренды известные зарубежному потребителю, позволили бы России сформировать положительный имидж страны, повысить туристическую привлекательность и улучшить инвестиционный климат.
Сейчас транснациональные корпорации (ТНК) являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию. Как правило, движение капиталов ТНК осуществляется независимо от процессов, характерных для страны-базирования корпорации.
ТНК способствуют созданию системы международного производства, основанную на размещение филиалов, отдельных фирм, дочерних компаний во многих странах мира. На современном этапе развития мировой экономики ТНК стремятся проникать в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, для которых естественной является необходимость в обширном инвестировании и наличии высококвалифицированного персонала.
Уже сейчас возникают новые виды брендов, о которых ранее никто и не думал. Относительно недавно, никто даже представить себе не мог существование «интернет-бренда» – то есть создание образа в виртуальном пространстве. В то время как сегодня, интернет-бренды никого не смущают. Стремительный рост рынков и новых товаров, развитие инноваций увеличивает и качественно меняет представление о марках и отношение к ним. Бренд, несомненно, должен быть уникальным, качественным и желанным. Поскольку, убирая одну из составляющих этих «фундаментальных» основ приведет к краху всей задумки. Но самое главное, что он должен стать важным с точки зрения потребителя, обладать ценностью или же стать стилем жизни. Бренды будущего создадут конкуренцию сильных брендов. Управление эффективностью бренда связано с улучшением и поддержанием стабильной доходности по стоимости, а также с повышением ценности для владельцев бренда. Измерение ценности деятельности, процессов, новых предложений, отношений и брендов с использованием внутренних показателей, маркетинговых исследований и финансовой ценности дает менеджерам возможность активно управлять эффективностью бренда.
Заключение
Итак, конкуренция в рыночной экономике выполняет ряд важных функций, без которых формирование развитого, цивилизованного рынка существенным образом затруднено.
Функциями конкуренции необходимо считать: определение рыночной стоимости товара в процессе конкурентной борьбы; стимулирование внедрения достижении научно-технического прогресса в производство как инструмент экономической выживаемости предприятий и получение других преимуществ перед конкурентами; отбор в процессе конкуренции наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, влияние на формирование эффективных конкурентных структур рынка.
Конкуренцию классифицируют по видам: на ценовую (конкуренция на основе цены) и неценовую (конкуренция на основе качества потребительской стоимости товара или услуг). Неценовая конкуренция заставляет производителя стремиться к более высокому результату, что, несомненно, является положительной стороной такого вида конкуренции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алексеенко А. П., Китайский подход по противодействию антиконкурентным соглашениям и злоупотреблению доминирующим положением платформ электронной коммерции // Юрист. — 2021. — № 8. — С. 72-80
2) Безновская, В.В. Зарубежный опыт стимулирования инновационных процессов / В.В. Безновская, Н.В. Коваленко, И.М. Константинов // Актуальные проблемы в современной науке: теория и практика: II-я Международная научно-практическая конференция, Москва, 14 мая 2018 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Учебно-методический центр «Триада», 2018. – С. 5-12.
3) Борисов А., Большой бизнес в многополярном мире // Международная жизнь. — 2019. — № 11. — С. 34-47
4) Васильева П.А., Коробкова М.А. Тренды на потребительском рынке в постпандемийный период. В сборнике: Общество, государство, личность: молодежное предпринимательство в поведенческой экономике в условиях цифровизации. Материалы XXI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Казань, 2021. С. 122-125
5) Доможирова А. А., Юдина О.В. Ценовая политика предприятия на различных рынках//ВЕСТНИК ТУЛЬСКОГО ФИЛИАЛА ФИНУНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 1. С. 97-98
6) Коваленко Н. В., Безновская В. В. Влияние инновационного развития на конкурентоспособность// АВТОМОБИЛЬ .ДОРОГА.ИНФРАСТРУКТУРА. 2022. № 3. С. 17-20
7) Корниенко Н. Н. Неценовая конкуренция в условиях рыночной и смешанной экономики//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАУКИ. Сборник научных трудов по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. Анапа, 2021. С. 112-114
8) Ли Цинцзы. Межкультурные препятствия и контрмеры в международном маркетинге - на примере компании Huawei //China Business Review, 2018. – Vol. 22. – P. 68-69.
9) Люй Сюань Маркетинговая стратегия компании Huawei // МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственные за выпуск: В.Е. Ковалев, Л.М. Капустина. Ответственный редактор О.И. Попова. Екатеринбург, 2021. С. 167-169
10) Малиновский В. К., Модели долгосрочного страхового планирования : ценовая конкуренция и регулирование финансовой устойчивости. — Москва : Янус-К, 2020. — 390, [1] с.
11) Носенко К.С., Абдулгазис В.С. Конкурентоспособность продукции// СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Том Часть 2. Уфа, 2022. С. 62-70
12) Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества Стран / Портер Майкл. – Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 948 c.
13) Садекова А.М., Панасенко Р.Р. Сущность понятия «конкуренция» и ее классификация//Материалы VII Международной научно-практической конференции «Научно-технические аспекты инновационного развития транспортного комплекса» (26 мая 2021 г.). С. 116-120
14) Филькевич И. А., Чжан Цзыхао. Повышение международной конкурентоспособности компании на глобальных рынках// Scientific Cooperation Center "Interactive plus", 2022. № 1. С. 3-10
15) Формирование конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий: учебное пособие / Н. В. Банникова и др.. – Ставрополь: Секвойя, 2018. – 72 c.
16) Чэнь Силун. SWOT- анализ корпоративной глобализации Huawei на фоне «Один пояс, один путь» //Экономический форум, 2018. – Vol. 4. – P. 132-133.
17) Шаститко А. Е., Ценообразование на основе больших данных: предметное поле проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. — 2020. — № 6. — С. 3-22
18) Шимон Ю. Н., Борисова С. Г. Экономические аспекты места и роли брендинга в международной конкурентоспособности компаний: зарубежный опыт//ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. 2021. № 1. С. 189-195
19) Шоул Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Шоул Джон; перевод И. Евстигнеева; под редакцией В. Григорьевой. – 5-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2019.
20) Щетинина Е. Д. Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях / Е. Д. Щетинина / Белгородский экономический вестник. 2017. No 1 (85). С. 31–39