Фрагмент для ознакомления
2
В своё время А. Куприн писал о том, что существует три гордых призвания человека – наука, искусство и свободный физический труд (большинство же других профессий основано исключительно на недоверии к человеческой честности и, таким образом, обслуживают человеческие пороки) /3, с. 22/.
«Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, энергетическое и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категорийный аппарат, а также всю сумму наличных знаний» /5, с. 16/.
Целью данной работы является рассмотрение науки и научного исследования.
1 Наука и методология научных исследований
Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука является важнейшей составляющей духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:
– совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
– деятельность, направленная на получение новых достоверных знаний;
– совокупность социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие познания и знания.
В настоящее время различают науки (рис. 1) в зависимости от сферы, предмета и метода познания:
1) о природе – естественные;
2) об обществе – гуманитарные и социальные;
3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.
Рис. 1 - Классификация науки в зависимости от сферы, предмета и метода познания
«Конец XX и начало XXI века – это тот рубеж духовного падения человечества, за которым следует катастрофа... во все времена человечество вели за собой учёные (политики – только в текущий момент времени)» /4, с. 13/. С позиций отмеченного и рассмотрим «метод» исследования в качестве важного аспекта культуры мышления научного сообщества.
В ходе любого научного исследования должны быть определены два главных вопроса. Они касаются изучения проблемного поля, в которое включены актуальность и степень исследованности. Вопросы эти следующие: «Какую проблему Вы решаете?» и «Что Вы защищаете? Второй вопрос может иметь и другое звучание, связанное с выяснением научной новизны. Без ответа на эти вопросы не может быть защищена диссертация.
Проблема является сигналом о наличии пробелов в существующих экономических знаниях. Она определяется двумя понятиями и тремя «опорными точками». Во-первых, это её актуальность (1, 2). Во-вторых, степень исследованности проблемы (точка «3»). В совокупности названные понятия определяют три «опорные точки», образующие проблемный треугольник (рис.2).
Рис 2. - Понятие проблемы
Масштаб проблемы определяется размерами данного треугольника. Без наличия точки «3» её просто не существует (есть только актуальность – задача, которую можно решить, собрав необходимую информацию и приложив определённые усилия для этого). И наоборот, чем сильнее разведены точки 1, 2 и 3, тем значительнее рассматриваемая проблема, тем больший интерес она к себе привлекает. Формулировка проблемы – «дело» не простое. Л.Г. Евланов справедливо пишет о проверке истинности или ложности формулировки проблемы /1, с. 89/. В данной работе он пишет о надуманных проблемах или проблемах, не относящихся к компетентности данного органа управления. «Решение таких проблем отвлекает ресурсы». Речь также может идти об «определении новизны проблемной ситуации».
Под «проблемой» понимается недостаток, необходимость улучшения чего-то. Её разрешение связано с построением модели (рис.3).
Рис 3. - Решение проблемы посредством построения модели
Под моделью при этом понимается формализованное представление процессора некоторого объекта, увязывающего, с одной стороны, начальное состояние объекта и внешнее воздействие на него, с другой стороны, его реакцию – изменение его состояния. Проверка решения проблемы осуществляется в процессе экспериментальной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решения. М.: Экономика, 1984. - 176 с
2) Козырева О. А. Теоретизация в педагогике как объект научного поиска и научного исследования//ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2019. № 2. С. 116-123
3) Лутфуллин Ю. Р., Баянова Л. Н. Метод исследования как важный аспект культуры мышления научного сообщества//ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МИРОВОЙ НАУКИ. 2020. № 1. С. 22-26
4) Плыкин В.Д. «В начале было слово...» или След на воде. Ижевск: университет, 1997. 54 с.
5) Попов А.Н. Научные доклады об особенностях предпринимательской жизнедеятельности научно-го сообщества: научно-методическое пособие / Челябинск: УралГУФК, 2007. 36 с
6) Феррари Д. Оценка производительности вычислительных систем. Пер. с англ. / Под ред. В.В. Мартынюка. М.: Мир, 81. 526 с.
7) Шварцкопф Е. Ю., Хомякова С. Д., Свинаренко В. Г. Детерминация как форма и модель научного познания научного исследования в педагогике// НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ: СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Том Часть 2. 2017. С. 185-187
8) Шульмин С.А., Лутфуллин Ю.Р. Инновационные подходы в системе современного образования// Современное педагогическое образование. No2. 2019.С.25-31.