Фрагмент для ознакомления
1
План:
Задача 3. Проведите анализ нормы, предусмотренной в нормативном правовом акте муниципального органа власти, где указано: «К заявлению прикладывается:... копия удостоверения личности заявителя, заверенная нотариально». Можно ли в данной норме выявить коррупциогенный фактор, и какой? Обоснуйте. 3
Задание 10. Если в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы отсутствует предложение об устранении выявленных коррупциогенных факторов, является ли заключение обязательным для рассмотрения разработчиком нормативного правового акта. 6
в 8
Список использованных источников 9
Фрагмент для ознакомления
2
Антикоррупционная экспертиза в современном российском государстве является необходимой процедурой, способствующей пресечению различных форм мошенничества и коррупции, повышению качества правового регулирования, обеспечению законности, правопорядка и защите частных и публичных интересов .
Задача 3. Проведите анализ нормы, предусмотренной в нормативном правовом акте муниципального органа власти, где указано: «К заявлению прикладывается:... копия удостоверения личности заявителя, заверенная нотариально». Можно ли в данной норме выявить коррупциогенный фактор, и какой? Обоснуйте.
Ответ.
Условие о необходимости нотариального заверения каких-либо документов, особенно при возможности ознакомления с оригиналами, является избыточным и обременительным для заявителя (а в условиях больших очередей у нотариусов и необходимости оплаты его услуг, и трудновыполнимым тоже).
Обнаружить коррупционные факторы в формулировке требований к заявителю можно при анализе устанавливаемого нормативным правовым актом перечня:
-запрашиваемых у заявителя документов, необходимых для реализации его права либо исполнения обязанности;
-оснований для отказа в совершении действия (принятия решений) в отношении заявителя (далее – отказ);
-согласований и дополнительных процедур, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг заявителю.
При этом следует иметь в виду, что в случае, если перечень требований, необходимых для выполнения заявителем, установлен законодательством, которое не предусматривает их изменение или дополнение иными нормативными правовыми актами, - такое изменение или дополнение должно рассматриваться, как противоречие закону, и являться предметом правовой экспертизы.
При проведении антикоррупционной экспертизы эксперту следует учитывать, что разновидностью коррупциогенного фактора в данном случае являются:
-открытый (не исчерпывающий) перечень оснований для отказа либо запрашиваемых документов;
-размытые, субъективно-оценочные основания отказа;
-требования о прохождении дополнительных (излишних) процедур для совершения действия (принятия решения) в отношении заявителя, не являющихся обязательными в соответствии с законодательством;
-наличие в процедуре оказания государственных (муниципальных) услуг необходимости получения заявителем большого количества согласований, являющихся излишними, то есть реально не влияющих на принятие решения по существу.
Задание 10. Если в заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы отсутствует предложение об устранении выявленных коррупциогенных факторов, является ли заключение обязательным для рассмотрения разработчиком нормативного правового акта.
Ответ.
В соответствии со ч.3 ст. 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов " - Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов".
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3609
3. Бычков А.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов // СПС КонсультантПлюс. 2022. - С.1.
4. Иванова Е.Л. Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 3. С. 21.
5. Костюнина О.В. Предметные факторы правовой и антикоррупционной экспертиз как средства выявления коррупционных рисков / О.В. Костюнина // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 3. С. 45 .
6. Полякова В.Э. Независимая антикоррупционная экспертиза: порядок и сроки проведения // СПС КонсультантПлюс. 2022. - С. 12.
7. Соловьев А.А. Комплекс мер антикоррупционной направленности в государственных и муниципальных учреждениях / А.А. Соловьев, А.О. Хуршудян // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 2. С. 256.
8. Судакова Т.М. Антикоррупционная экспертиза в оценках эффективности антикоррупционной политики / Т.М. Судакова, Н.В. Васильева // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5. С. 689 .