Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная бюрократия призвана существовать в качестве посредника между государством и населением. Бюрократия занимает лидирующее место в современном обществе, именно поэтому важно понять формы бюрократии и, конечно же, степень воздействия бюрократии на все социальные процессы. Лишь сильная власть, способная принимать разумные решения и обеспечивающая своевременное и полное их исполнение, может реализовать свое предназначение и выполнить свои обязанности перед обществом. На сегодняшний день бюрократия проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Вследствие этого тема бюрократии более, чем актуальна для изучения в практическом плане. Особенно она актуальна для России, где, по мнению многих аналитиков, чиновничество - бюрократия оказывает значительное влияние на выбор политического курса и развитие общества во всех его сферах и направлениях. Изучение данной проблемы позволит не только понять суть данного явления, но и, возможно, поможет уменьшить негативное влияние бюрократии на жизнь общества.
В отечественной литературе до недавнего времени изучение бюрократизации общества ограничивалось критикой дисфункциональной стороны ее деятельности, характерных ей, формализма, рутины и медлительности исполнительской функции. На протяжении долгого времени даже слабые намеки на возможность существования бюрократии как профессиональной группы считались неприемлемыми.
На сегодняшний день в теории управленческой деятельности для совершенствования организационно-управленческих принципов наступательно используется теория бюрократии М. Вебера.
Целью данной работы является рассмотрение концепции М. Вебера и проблемы бюрократии.
1 Сущность бюрократии. Структура бюрократии по М. Веберу
Понятие «бюрократии» впервые сформулировал 1745 г. французский экономист Винсент де Гурне. Он считал, что бюрократы всеми возможными способами отбирают власть у её законного источника (у монарха при монархии и у народа при демократии). Понятие бюрократии за века трансформировалось, а проблема бюрократии осталась. Бюрократия существует как многогранное явление, которое нельзя изучать с одной точки зрения. Это подтверждается и наличием множества концепций. Одна из самых значимых - теория рациональной бюрократии М. Вебера. Она оказала весомое влияние на развитие социологии в двадцатом веке . Данная теория дала начало целому разделу социологической науки – социологии организаций. Многие ученые полагались на модель бюрократии М. Вебера при проведении своих собственных исследований. Вебер - первый ученый, представивший бюрократию в позитивном ключе и пришедший к выводу, что бюрократия - идеальная модель управления. Бюрократический механизм он охарактеризовал как совокупность жестких вертикальных связей, образованных на основе специализации чиновников, и работающей при условии строгого соблюдения установленных правил и процедур. Каждый чиновник рассматривается как беспристрастный исполнитель государственной воли, не имеющий собственных интересов и злых умыслов.
Если социология организаций рассматривает административные структуры во всех сферах общественной жизни, то в политической социологии одним из объектов исследования являются бюрократические организации, среди которых, прежде всего, аппарат государственного управления и политические партии. Исследуя структуру и деятельность таких организаций, социологи сконцентрированы на проблеме власти бюрократии и социальных основах этой власти в различных обществах.
По Веберу, бюрократия полезна не только в государстве, но и внутри социальных масс или предприятий, так как по мере возрастания они будут нуждаться в рациональном управлении. Для более глубокого понимания теории необходимо выделить ключевые аспекты идеального бюрократического аппарата Вебера.
1. Четкая иерархическая организация. Каждая ступень иерархии может действовать только в рамках своих полномочий и не может превышать их, несёт ответственность за свои компетенции.
2. Беспристрастность в управлении. Все элементы бюрократического аппарата действуют в условиях регламентированных должностных инструкций и норм, нарушение которых недопустимо, в том числе из-за личных выгод и субъективных интересов.
3. Жесткий кадровый отбор. Каждый элемент системы должен обладать необходимыми навыками и знаниями в конкретной узкой сфере. Также после попадания в систему обучение становится непрерывным на протяжении всей рабочей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Белоусов С. А., Грачев Д. В. Понятие и признаки бюрократии// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ. Материалы Международного юридического научного симпозиума. отв. ред. С.П. Бортников. 2019. С. 6-11
2) Вебер М. Политика как призвание и профессия / Политология: Хрестоматия. - Магнитогорск: МГТУ, 2000. - 157 с.
3) Резаева А. А., Чиркунова Е. К. Идея «рациональной бюрократии» М. Вебера//СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ. Сборник научных трудов 7-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 230-234
4) Шадринцева М.А., Конопатов С.Н. Сравнительный анализ теорий бюрократии М. Вебера и Кайдзен// ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Сборник научных статей по итогам V международной научной конференции. Волгоград, 2021. С. 267-272