Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Антропоцентрическая парадигма современной науки предполагает признание человека высшей ценностью, «мерой всех вещей». Поскольку социальная работа как вид профессиональной деятельности находится на этапе становления, социальные работники своей деятельностью должны утверждать значение профессии как необходимой для благополучия и стабильности общества и его ценностных основ, что возможно сделать, лишь обладая четко сформированной системой общечеловеческих, профессиональных и групповых ценностей.
В систему ценностей социальной работы входит как оказание индивидуальной помощи клиентам, прежде всего, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, так и решение масштабных социальных задач, состоящих в повышении социальной активности населения за счет включения в социальную жизнь бывших клиентов социальных служб и повышения качества их жизнедеятельности.
1. Зарубежные подходы о должном поведении (деонтологии) в социальной работе
Интерес к ценностным ориентирам проявляли еще первые философы Античности, осознавшие необходимость выделения таких человеческих ценностей как мудрость, доброта и добродетель. Так, Сократ понимал под ценностью нечто доброе, истинное и прекрасное. Платон считал, что высшей ценностью, основой личности человека является душа, наделенная свойствами мудрости и доброты. А Аристотель включал в ранг ценностей добродетель.
Христианизация привела к признанию «высшим благом» Бога. Представление о ценности изменилось в эпоху Возрождения, провозгласившей человека высшей ценностью.
Несколько позже И. Кантом было выделено из понятия «бытие» понятие «ценности». Он говорил о различии между целями, которые имеют источник в чувственном мире склонностей, и целями, имеющими значение «сами по себе».
Неокантианская концепция ценностей исходит из возможности выделения особого класса объектов, которые имеют особую форму бытия. Они реально не существуют, но признаются как принципы, обладающие всеобщей значимостью. Ценности являются продуктами творческой активности и принадлежат к миру долженствования. Их значение и смысл определяются тем, насколько они индивидуальны и обладают общей значимостью. Индивидуальные значения ценностей в совокупности составляют общезначимый смысл. В. Виндельбанд понятие ценности заменяет «однопорядковыми» категориями «норма» и «абсолютная оценка». А последователь философов-неокантианцев Г. Риккерт приходит к заключению, что ценности переоцениваться не могут, но может измениться наше отношение к ним.
На формирование ценностных ориентаций личности оказывают влияние политические, экономические и социальные факторы, индивидуальные свойства личности, отражающие потребности человека, его жизненный опыт и т.д. Ценностные ориентиры включаются в процесс функционирования оценочного (или ценностного) сознания человека и связываются с удовлетворением потребностей человека и присвоением предмету или явлению значимости. Через категорию значимости человек демонстрирует свое отношение к объектам и предметам, складывающееся в процессе общественной практики. Значимостью же может обладать как субъект, так и объект. Человек осознает объекты как ценность или антиценность.
В XX веке в Европе происходит радикальная переоценка ценностных представлений (М. Вебер, Э. Дюркгейм и другие), связанная с развитием социологии как науки и активным развитием социологических исследований. М. Вебер считал, что ценности существуют как абсолюты, но лишены объективного содержания; являются установкой исторической эпохи, направлением интереса.Э. Дюркгейм полагал, что ценности, даже самые высокие, основаны на реальности.
2.Современное содержание представлений о должном поведении в социальной работе
В отличие от других видов профессиональной деятельности, социальная работа охватывает практически все стороны общественного бытия, оказывая воздействие на личность и общество, являясь необходимой сферой социальной жизни общества, направленной на реализацию социально и индивидуально значимых ценностей.
Ядром системы ценностей социальной работы являются профессиональные ценности, реализуемые в процессе практического действия в системе «человек - человек».
Ценности профессиональной социальной работы формируются под влиянием ценностных ориентаций зарубежных специалистов, идеальной иерархии этических ценностей социальной работы, ценностей современного российского общества, ценностей российского народа и индивидуальной иерархии ценностей.
Личностные ценности берут свое начало в социокультурном пространстве, к которому принадлежит субъект и проявляются в его ценностных ориентациях, играя важную роль в деятельности совокупной профессиональной группы. От ценностных ориентаций, стоящих за любой теорией, системой взглядов, общественными процессами, зависит состояние общества: общее согласие по основным жизненным вопросам ведет к спокойной мирной жизни и труду, а рассогласованность общественных сил и движений - к социальному дискомфорту и волнениям.
Ценностные ориентации, являясь элементом внутренней структуры личности, образуются совокупностью ценностей, задающими смысложизненные цели. Рассматриваются как устремление личности либо группы к различным формам социальной значимости и предстают как ориентация личности или группы на определенные ценности. Устойчивость ценностных ориентаций характеризует зрелую личность и шире - сплоченное общество.
Исследователи ценностных ориентаций сходятся во мнении, что их формирование включает создание ценностей и выработку у индивидов установки на них. Изначально нормы и ценности общества навязываются индивиду и только после этого начинается их творческое активное усвоение. Таким образом, установка личности - способность личности поступать, ориентируясь на ценные (значимые) объекты. Ценности задают направленность и мотивированность человеческих поступков и составляют доминантный элемент характеристики личности, определяя отношение субъекта к окружающей действительности. В то же время ценностные ориентации личности не всегда совпадают с ценностями общества.
Ценности определяют основные мотивы устремлений индивида и как внутренние стимулы побуждают личность к определенным действиям и поступкам. Объективная компонента ценности, как правило, постоянна и не зависит от ее восприятия человеком. На формирование личностной ценности оказывает влияние множество факторов, поэтому одни и те же объекты, предметы и явления люди оценивают по-разному независимо от их принадлежности к одному социуму. Ценностные ориентации задают смысложизненные цели. Установка личности фиксирована в ее социальном и профессиональном опыте и формирует ценностно-нормативное отношение. Направленность личности определяется совокупностью установок.
Заключение
Таким образом, социальная работа как особый вид профессиональной деятельности основана на ценностной системе. Главной ценностью признается человек, поскольку социальная работа связана с удовлетворением его потребностей. Ценности социальной работы основаны на общечеловеческой системе ценностей. Они включают следующие группы ценностей: материальновещественные ценности; защищенность; коллективизм, справедливость, равенство; труд; когнитивные ценности, профессионально значимые качества; эстетические, смысложизненные, социолизационные; высшие ценности человека в обществе. Ценности социальной работы подразделяются на общечеловеческие, социетальные, профессиональные и индивидуальные.