Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время назрела острая потребность во внедрении и развитии гуманистически ориентированного подхода в психодиагностике личности, основную ценность которого представляет человек. Такой подход обеспечивает широкое использование в практической психологии современных методов психологической диагностики, коррекции, развития и саморазвития личности.
В современной психологической науке выделяют несколько моделей в понимании и раскрытии предмета и сущности психодиагностики. Как отмечает С. Т. Посохова, с определенной долей условности можно говорить, что в настоящее время сложились следующие подходы:
• инструментальный;
• конструирующий;
• гностический;
• помогающий;
• практикоориентированный;
• адаптационный;
• интегральный [11, с. 13].
Наличие таких разнообразных моделей психодиагностики объясняется многими причинами:
• данная дисциплина развивалась и развивается под влиянием достижений различных наук: социальных, психологических, медицинских и др.;
• отсутствует общая теоретическая база психодиагностики как науки;
• существует многоаспектность профессиональной деятельности психолога;
• недостаточно раскрыты возможности самой психодиагностической науки.
В связи с потребностью общества в психологических знаниях во всех практических исследованиях, возникла необходимость применения личностного подхода. Особенно явственно эта потребность проявилась в различных социально-психологических исследованиях.
1. Современные технологии и модели психодиагностики
Психологическая диагностика является подробным исследованием, которое позволяет на начальном этапе выявлять различные психологические, а в ряде случаев и серьезные психические расстройства. Психодиагностика является сочетанием различных подходов, которые основаны на сборе информации о человеке для дальнейшего полного анализа. Это позволяет получить комплексную оценку его психологического состояния и состояния высшей нервной деятельности. Данные, которые были получены в ходе проведения исследования, затем обрабатываются и интерпретируются.
Психологическая диагностика является важным компонентом эффективной работы психолога. Для прохождения диагностики необязательно подозревать у себя наличие психического расстройства. Наоборот, информация по результатам исследования, будет важна и интересна для человека и со здоровой психикой, который обратился за консультацией к психологу.
Итоговые данные во многом объяснят причины трудностей человека в общении, личной жизни и других жизненных ситуациях; помогут разобраться в себе и, в дальнейшем, сделать верные шаги к преодолению психологического дискомфорта.
Ранняя психологическая диагностика поможет распознать на самых ранних этапах психическое расстройство, что позволит значительно повысить эффективность лечения впоследствии. Депрессия, неудовлетворенность собой, тревожность, необоснованные страхи, проблемы с аппетитом, бессонница или же вызывающее беспокойство поведение близких — серьезное основание для обращения за помощью в нашу клинику.
Известно, что точно поставленный диагноз определяет успех лечения любого недуга, поэтому крайне важно качество проведенного исследования и оценки состояния при появлении самых первых признаков болезни. Стоит отметить, что психологическая диагностика проводиться и в течение психиатрического лечения на разных его фазах: результаты диагностики позволяют определить эффективность терапии и откорректировать её.
В клинике «Психическое здоровье» диагностику проводят опытные психологи. Для детальной оценки применяются, в комплексе, следующие методы:
• Диагностика структуры личности направлена на исследование темперамента, характера, изучение способностей человека. Также диагностика помогает оценить уровень реактивных состояний: агрессивности, стрессоустойчивости, тревожности и т. д.
• Нейропсихологическое исследование рассматривает общее функциональное состояние мозга и его структурных составляющих. Этот вид диагностики позволяет выявлять нарушения высших психических функций, а также исследует состояние движений и действий, понимание и воспроизведение речи, ориентировку во времени и пространстве и т. п.
• Патопсихологическое исследование направлено на выявление патологических особенностей человека. При этом исследуется состояние познавательных процессов, таких как память, мышление и внимание и выявляются возможные нарушения в них.
• Диагностика бытовых и профессиональных навыков проводится с целью оценить взаимодействие человека с другими людьми, обществом, а также стратегии и тактики взаимодействий в коллективе. Диагностика профессиональных навыков изучает различные навыки и умения, что позволяет определить потенциал в профессии.
• Диагностика семейной системы позволяет исследовать особенности семейных взаимоотношений: дети-родители, братья-сестры, супружеские отношения, отношений в паре, межличностные (в коллективе, в группе и др.).
• Исследование чувствительности к психотерапии рассматривает эмоциональный портрет пациента, с целью выявления наиболее эффективного метода психотерапевтического воздействия.
Как проходит психологическая диагностика?
В основе диагностики обычно лежит подробная беседа с клиническим психологом, так называемое клиническое интервью. Для данного этапа очень важно установление доверительного контакта между пациентом и специалистом, создаваемые в процессе беседы. В зависимости от существующей проблемы, пациенту может быть предложен ряд специально разработанных психологических тестов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М., 2001.
3. Баллантайн И., Пова Н. Ассесмент — центр. Полное руководство. М., 2008.
4. Дорфман Л. Я. Методологический анализ теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина // Методология и история психологии. Т. 3, вып. 3. М., 2008. С. 106-122.
5. Заззо Р. XVIII Международный психологический конгресс // Изучение хода психического развития ребенка. М., 1966.
6. Капустина А. Н. Социально-психологическая диагностика профессиональных качеств личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1985.
7. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э. С. Чугуновой. Л., 1991.
8. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб., 2005.
9. Олпорт Г. Личность в психологии. М., 1998.
10. Печенков В. В. Вертикаль индивидуальности // Методология и история психологии. Т. 3, вып. 3. М., 2008. С. 122-135.
11. Посохова С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика. М.; СПб., 2005.
12. Чикер В. А. Связь интеллектуальных особенностей личности с эффективностью деятельности инженеров: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1981.