Фрагмент для ознакомления
2
Тематика домашних контрольных работ по медико-биологическим основам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Тема 3. Невропатология
Вариант X
1. Речевая функциональная система. Этапы формирования речи
Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности. Мозг человека организован так, что каждое из полушарий головного мозга выполняет свои определенные функции. Так, у взрослого человека–правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зрительное восприятие своего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительного, живого и неживого мира; до огромной цветной палитры, всех оттенков краски, радуги и т.п.
Височная доля воспринимает все неречевые звуки, издаваемые окружающим нас миром: различный шум воды, шорохи, шум ветра, пение птиц, «голоса» животных, и более того – восприятие интонаций речи, тембра голоса, всего многообразия музыкальных произведений.
Теменная же доля правого полушария у правши позволяет человеку осязать структуру своего тела, его частей и принимает активное участие в кинестетических навыках самообслуживания: ходьбы, бега, одевания и т.п.
Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля у взрослого человека «ответственна» за восприятие фонем родного языка, за слухоречевую память, «ответственную» за акустическое удержание в речевой памяти серии слов, чтобы понять смысл развертывающейся во времени речи собеседника. Затылочная доля левого полушария у правши несет функцию распознавания пространственно организованных символов: алфавита, математических знаков, дорожных знаков, то есть эта доля позволяет читать и контролировать написанное слово (текст). Чрезвычайно важную функцию осуществляет у правши левая теменная доля: именно она хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными. Кроме того, это левая теменная доля хранит в своей памяти весь лексикон человека, понимание и употребление сложных речевых оборотов (пословиц, поговорок, метафор, употребление предлогов, наречий и других частей речи).
И наконец, левая лобная доля правши организует синтаксис высказываний, которое развертывается во времени, эмоционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляют только при помощи функций лобной доли. Именно здесь в заднем отделе нижней лобной извилины левого полушария расположен центр Брока, являющийся моторным центром речи. При поражении этой области происходит расстройство речевой моторики часто сопровождающиеся нарушением общей (двигательной) моторики. Ребенок не может управлять своим речедвигательным анализатором, у него изменяются двигательно-артикуляторные образы слов, при значимой сохранности звуковых образов, нарушается способность подражания и произношения устной речи, при ее сравнительно хорошем понимании.
Здесь же, в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины располагается слуховой, или гностический центр речи – центр Вернике. При его поражении ярко выраженным симптомом является нарушение фонематического слуха, памяти, внимания. Ребенок иногда может говорить, повторить сказанное, но не понимает при этом значении слов, обращенную к нему речь, он не может выполнить то или иное поручение, хотя и слышит то, что ему говорят, не может узнать названий предмета, т.к. не понимает значения слова, не связывает слово с его содержанием. У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.
К функциональной системе речи имеют отношения различные анализаторы. Рассмотрение их анатомо-физиологических механизмов и функций позволит в дальнейшем проводить системный анализ речевых расстройств. каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения проводящих путей и центрального отдела в корне головного мозга, где происходит высший анализ получаемых раздражителей.
Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого является кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нервы, центральные проводящие пути и корковый отдел речеслухового анализатора, расположенный в левой височной доли мозга (центр Вернике). Деятельность коркового отдела слухоречевого анализатора носит название смыслоразличительного, или фонематического, слуха.
Слуховой анализатор отвечает за проводимость информации, силу, высоту, длительность, звучания и тембр голоса. Речеслуховой за обработку получаемой информации, за правильность ее восприятия, фонетико-фонематический анализ. Эти анализаторы работают в теснейшей взаимосвязи и представляют собой единой целое. При этом главенствующую роль будет играть слуховой анализатор, т.к. ребенок рождается уже с готовым звуковоспринимающим рецепторным аппаратом и от его сохранности и полноценности. Под влиянием окружающей языковой среды, в процессе овладения языком будет развиваться речеслуховой анализатор. Но, в то же время, при нарушенном речеслуховом анализаторе самый хороший физический слух оказывается и непригодным для восприятия и анализа даже элементарной речи человека т.к. восприятие даже отдельных речевых звуков не является простой слуховой рецепцией, а представляет собой, сложенный процесс взаимодействия функциональных систем.
Этапы формирования речи
Выделяют 4 этапа в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до 1 года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет). С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово «каша» может означать в разные моменты «вот каша»; «дай кашу»; «горячая каша». Или слово «папа» может означать «пришел папа»; «нет папы»; «папа, подойди» и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
· к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
· к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
· к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)
Значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним слвом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 2 году дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
2. Детский церебральный паралич
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это неврологическое заболевание, обусловленное непрогрессирующим повреждением и/или аномалией головного мозга у плода или новорожденного ребенка с развитием нарушений моторики и поддержания позы. Выделяются пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.
Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношений. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% – с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.
Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умствeнная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.
Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору). Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20-25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.
Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого). Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.
Атонически-астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. Отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. B 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.