Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важную роль в развитии экономики играет государственная политика в отраслях, относящихся к естественным монополиям.
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, поскольку от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.
1 Роль регулирования в формировании естественных монополий
Цель государственного регулирования естественных монополий дво¬яка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания, а с другой – обеспечить ус¬ловия их эффективного развития.
Как и все монополисты, субъект естественной монополии, достигший доминирующего положения, может действовать, злоупотребляя своим положением. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на потребителях и обществе в целом, которое начинает нести все больше и больше потерь.
Поэтому общественность все чаще настаивает на регулировании деятельности субъектов естественной монополии соответствующими государственными органами. Кроме того, регулирование естественных монополий может быть обязательным требованием для представителей бизнес-сообщества, которые хотят выйти на этот рынок.
Необходимость регулирования естественных монополий обосновывается рядом аргументов. Наиболее важными являются следующие цели:
ограничить потенциально оскорбительную или несправедливую рыночную власть фирмы;
содействовать созданию конкурентной среды;
для стимулирования капиталовложений;
для повышения уровня экономической активности;
стабилизировать макроэкономическую ситуацию и т.д.
На практике органы власти организуют деятельность по регулированию естественной монополии в том случае, если действия субъекта, предоставленные им самим, будут противоречить общественным интересам. Прежде всего, ущерб может выражаться в значительном повышении цен на товары (услуги), что может быть жизненно важным для населения. И такое повышение цен может отрезать значительную часть населения от потребления этих товаров.
В процессе регулирования естественных монополий государство руководствуется следующими принципами:
достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий,
доступность реализуемого субъектами естественных монополий товара для потребителей,
эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Органы государственного регулирования естественных монополий выполняют следующие функции:
формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий;
определение методов регулирования, предусмотренных законодательством, применительно к конкретному субъекту естественных монополий;
контроль в пределах своей компетенции соблюдения требований законодательства о естественных монополиях;
внесение предложений по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
принятие решений по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных законом методов регулирования.
В обязанности органов государственного регулирования естественных монополий входит обязанность сообщать через средства массовой информации (СМИ) о принятых ими решениях: о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним; обязанность ежегодно публиковать доклад о своей деятельности, сообщать через СМИ обо всех случаях применения ответственности за нарушения законодательства о естественных монополиях.
Многие существующие естественные монополии являются предметом различных типов регулирования. В условиях естественной монополии на рынке создаются условия, когда одна фирма удовлетворяет общий спрос на товар. Общественное мнение утверждает, что государство должно вмешиваться в деятельность монополий, что можно считать несовершенством рынка. Необходимость избегать дублирование создания фирм для снижения затрат является оправданием традиционного государственного регулирования.
Для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти. Важнейшая задача антимонопольных органов поощрять и развивать конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики.
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
Ценовое регулирование. Оно осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.
Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Эти товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Поэтому вмешательство государства вызвано необходимостью защитить интересы всех потребителей, а также обеспечить безопасность государства и охрану природы и культурных ценностей.
Регулирование естественных монополий осуществляется на основе нескольких схем.
1. Регулирование рентабельности.
При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала:
P = C + K * r (1)
где P – цена, С – издержки, К – капитал, r – рентабельность капитала.
Величина доходности капитала должна быть "справедливой" или "честной", т.е. владельцы предприятия должны получать доходы от использования капитала предприятия на уровне, не меньшем и не большем доходности на капитал для другого предприятия с тем же уровнем рисков.
В рамках данной системы регулирования, если цены перестают покрывать издержки компании, то она имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. Такой подход к регулированию гарантирует, что предприятие сможет покрыть свои издержки, однако не дает ему никаких стимулов для их снижения. При таком способе регулируемая цена обеспечивает предприятию возможность безубыточного функционирования, а инвесторам - возможность получения "справедливого" дохода. Но, пользуясь этим способом регулирования, регулирующего орган, как правило, имеет недостаточно информации о будущих издержках предприятия, в то время как предприятие имеет объективную возможность манипулировать предоставляемой информацией.
Также, следует добавить, у предприятия нет стимулов снижать издержки и повышать производственную эффективность, так как любое снижение затрат будет изъято у предприятия в ходе регулирования, и, наоборот, любое увеличение затрат можно будет переложить на потребителей. Это, пожалуй, самый важный недостаток регулирования рентабельности.
2. RPI-X регулирование.
Этот метод регулирования был специально создан для того, чтобы дать регулируемым предприятиям стимулы для повышения эффективности, с тем чтобы выгода, получаемая от этого, впоследствии переходила бы к потребителям в виде снижения цен. При данном подходе регулирующий орган устанавливает цену для регулируемого предприятия на определенный период, обычно длящийся 5 лет. Предполагается, что данная цена позволит компании покрыть свои операционные издержки и заработать определенную величину прибыли при условии, если компания будет работать так же эффективно, как образцовая (эталонная) компания.
Регулирующий орган, прежде всего, оценивает экономию, которой компания сумела добиться за счет повышения эффективности своей работы в предыдущий период, и переводит эту экономию в первоначальное снижение цены. Затем регулирующий орган оценивает, каковы были бы потребности "эталонной" компании для покрытия своих операционных издержек, на обновление основных фондов, на расширение и улучшение своих активов. Принимая во внимание эти затраты, регулирующий орган вычисляет величину ежегодного снижения цены в реальном выражении (Х). Данная величина устанавливается таким образом, чтобы дать предприятию возможность получить "справедливую" доходность своих активов. После этого предприятие может ежегодно повышать цены в соответствии с ростом индекса потребительских цен, за вычетом корректирующей величины Х:
P_1 = P_0 * (RPI - X) (2)
где P0 – цена в базовый период, P1 – цена в отчетный период, RPI – индекс потребительских цен, Х – корректирующий фактор.
3. Участие в прибыли.
Это система регулирования, позволяющая более быстро воспользоваться преимуществами от снижения издержек предприятия. Для установления тарифа регулирующий орган использует прогнозируемые значения издержек фирмы, а после этого осуществляет мониторинг фактических издержек предприятия. Если они оказываются меньше спрогнозированных, то тарифы должны снизиться на величину, позволяющую изъять у фирмы часть полученной прибыли. Другими словами, предприятие должно быть готово к тому, что если оно начнет получать прибыль больше, чем прогнозировалось, то тарифы должны снизиться до уровня, при котором компания будет получать только спрогнозированную при установлении тарифа величину прибыли.
Данная система регулирования потребует детального мониторинга фактических затрат и прибыли предприятия и может быть весьма сложна для воплощения. Кроме этого, ослабеют стимулы компании к снижению издержек.
4. Конкуренция «за рынок» вместо конкуренции «на рынке».
Принципиально новое решение проблемы регулирования – замена конкуренции на рынке конкуренцией за рынок. Даже если конкуренция на рынке нецелесообразна (одно предприятие-монополист в состоянии удовлетворить рыночный спрос дешевле, чем несколько конкурентов), в ряде случаев есть возможность провести конкурс на право обслуживать рынок. В этом случае право на обслуживание рынка получает тот конкурент, который предлагает наилучшее соотношение цены и качества обслуживания.
Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо – субъект гражданского права.
Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. Административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.
Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
неисполнение решения, выданного органом регулирования естественной монополии, в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений, в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;
непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля, в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;
непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации необходимой для осуществления его деятельности, в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате чего было принято неправильное решение.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Заключение
Как указывалось в работе, важную роль в развитии экономики играет государственная политика в отраслях, относящихся к естественным монополиям. Цель государственного регулирования естественных монополий дво¬яка: она состоит, с одной стороны, в том, чтобы защитить общество от всевластия монополистов на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания, а с другой – обеспечить ус¬ловия их эффективного развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 года № 147-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения 13.02.2023).
2. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 года № 29-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/ (дата обращения 13.02.2023).
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года №135-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 13.02.2023).
4. Межгосударственный стандарт ГОСТ 31962-2013 «Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров и их части). Технические условия» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200103774 (дата обращения 13.02.2023).
5. Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке мяса домашней птицы / Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] – URL: https://fas.gov.ru/documents/561767 (дата обращения 13.02.2023).
6. Антимонопольное (конкурентное) право [Электронный ресурс]: учебник / К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаев, К.В. Казарян; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 420 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).
7. Антимонопольное регулирование экономики: учеб. пособие / О.В. Сидорова, Н.Б. Сингизова. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 141 с.
8. Братановский, С.Н. Административно-правовое регулирование осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] / С.Н. Братановский, К.Л. Вознесенский. – Москва: Директ-Медиа, 2012. - 162 с. (ЭБС «Университетская библиотека онлайн»).
9. Дрючина, Е. И. Антимонопольное регулирование субъектов финансового рынка: моногр. / Е.И. Дрючина. – М.: Синергия, 2017. – 841 c.
10. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И.В. Князева. – М.: Омега-Л, 2017. – 512 c.
11. Конкурентное право в таблицах и схемах: учебное пособие / отв. ред. М. А. Егорова. — М.: Юстицинформ, 2018. – 144 с.
12. Морозова, Н. А. Особенности административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства / Н.А. Морозова. - М.: Синергия, 2014. - 187 c.
13. Петров, Д. А. Антимонопольное законодательство. Теория и практика применения / Д.А. Петров. - М.: Нестор-История, 2014. - 160 c.
14. Таланцев В.И. Антимонопольное законодательство и регулирование: учебное пособие / В.И. Таланцев – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 232 с.
15. Данилова Т.А. Конкуренция как важнейший показатель устойчивого развития региона // Формирование экономической устойчивости региональных социально-экономических систем : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф., 26 ноября 2020 г. – Владимир : Атлас, 2021. – С. 52-56.