Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное развитие журналистики неразрывно связано с рыночными отношениями. На определенном этапе данные отношения проникли в область средств массовой информации. В массовых СМИ все более четко прослеживаются признаки товара. В массовых изданиях присутствует тенденция к составлению текстов, которые ориентированы на удовлетворение запросов как можно более широкой аудитории читателей.
1. Сущность массовых и качественных средств массовой информации
Система средств массовой информации – это определенная совокупность изданий различных видов (печатные, аудиовизуальные). Систему СМИ можно охарактеризовать в качестве совокупности изданий, определяемой государственной политикой, а также потребностями социума в тот или иной исторический период.
Типологическая характеристика средств массовой информации представляет собой их классификацию по общности определенных признаков. Параметрами выделения типов СМИ является ряд признаков, учитываемых в процессе характеристики. Данные признаки могут быть различными. За частую в их основе лежит форма распространения (носитель), регион, где то или иное СМИ распространяется, форма собственности, аудитория, время выхода, периодичность выхода, а также формат издания [5, с. 73].
2. Анализ массовых и качественных печатных изданий г. Новосибирска
Усложнение качества городской среды требует от городских печатных изданий определенной активности по созданию и раскрытию образа городской среды. Перед тем, как рассмотреть конкретную журналистскую практику, определим понятие «городская пресса» и рассмотрим специфические компоненты коммуникативной цепочки городской среды.
Городская пресса представляет собой совокупность печатных изданий, которые распространяются в пределах определенного города, а их приоритетными направлениями являются участие в анализе особенностей городской среды и описание образа жизни города. В этом заключается их функциональное предназначение. Городская пресса не является создателем городской среды в прямом смысле слова, однако оказывает содействие данному процессу посредством воздействия на сознание горожан с помощью образа городской среды, создаваемого тем или иным изданием [3, с. 57].
Образ городской среды, который формируется с помощью системы печатных средств массовой информации, характеризуется интегральностью, а именно – является своеобразной формой приспособления горожан к окружающей их «ближайшей» действительности. Городской газетой называется любое печатное издание, которое учреждено, издается и распространяется в городе, информационная политика которой соответствует удовлетворению потребностей и интересов жителей определенного города и реализуется в соответствии со стратегическими и тактическими задачами его развития [2, с. 81].
В узком смысле городская газета – это массовое общественно-политическое издание, основным направлением информационной деятельности которого является формирование и распространение социального образа городской среды как метода адаптации горожан и опосредованного воздействия на среду города.
С целью исследования было отобрано ряд печатных изданий газет, издаваемых и распространяемых в г. Новосибирске и Новосибирской области.
Как видно из таблицы, достаточно большие тиражи массовой прессы, сравнительно с небольшими тиражами качественной прессы, свидетельствуют о том, что жители г. Новосибирска предпочитают обращаться к массовой прессе.
Принимая участие в формировании и толковании индивидуального образа города, печатная пресса тем одновременно активно участвует в создании городской среды и городского образа жизни, способствует выявлению тенденций, то есть имеет потенциальные возможности для того, чтобы обеспечивать устойчивое городское развитие.
Все образы характеризуются предметными, оценочными и оперативными характеристиками, однако в зависимости от того, в какой из сфер человеческой деятельности и с какой целью возникает образ, в нем является доминирующим тот или иной аспект. Важной особенностью образа городской среды является то, что он позволяет осуществлять манипуляцию мысленными картинами.
Заключение
Пресса представляет собой совокупность печатных изданий, программ теле- и радиовещания, которые регулярно поступают в аудиторию с определенной периодичностью.
В данную совокупность входит в две большие подгруппы: массовая пресса, адресованная широкой аудитории и качественная пресса, предназначенная для групп специалистов.
Пресса является элементом социальной системы и ее функции намного шире, чем обслуживание интересов корпораций. Средства массовой информации участвуют в формировании общественного мнения, побуждают к инициативам, способствуют формированию норм, ценностей, знаний, выражают мнения как отдельных социальных групп, так и индивидов, позволяют анализировать и сопоставлять разнообразные позиции, создают обновляемую информационную картину мира.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов / А. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. – 143 c.
2. Гордиенко, Т.В. Журналистика и редактирование: Учебное пособие / Т.В. Гордиенко. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 176 c.
3. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика: Учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Колесниченко. - М.: Изд. Моск.университета, 2013. –192 c.
4. Соколинский, В.М. Журналистика / В.М. Соколинский. - М.: КноРус, 2013. – 496 c.
5. Стровский, Д.Л. Отечественная журналистика новейшего периода. Учебное пособие. / Д.Л. Стровский. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 359 c.