Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное понимание статистики многомерно. Это сложная система научных дисциплин, обладающих своей спецификой и направленностью. Можно выделить основные разделы статистической науки:
- Общая теория статистики (рассматривает принципы и методы статистики).
- Социально-экономическая статистика (изучение системы экономических показателей, социальных явлений, экономики народного хозяйства в целом).
- Отраслевая статистика (изучение отдельных отраслей общественного производства).
Отраслевая статистика — статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, труда, и т.д., используя категории и методы общей теории статистики, исследует социальные и экономические процессы. Отличительными особенностями отраслевой статистики являются объекты изучаемых явлений и характер задач исследования.
В теоретической части будет рассмотрена статистика перевозки грузов.
В практической части работы будет решены задачи по различным темам отраслевой статистики.
Теоретическая часть.
Статистика перевозки грузов.
Изучение перевозок является одной из центральных задач статистической науки, т.к. участие транспорта в общем процессе воспроизводства находит свое непосредственное выражение в перевозках грузов. Любое предприятие использует какой-либо транспорт для перевозки результатов своего производства, в зависимости от дальности пункта назначения.
Основные показатели перевозок грузов делятся на две группы:
- объемные (суммарные): отражают количество перевозимых грузов и перемещение их на определённое расстояние;
- качественные.
К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:
- отправлено (отправление) грузов;
- прибыло (прибытие) грузов;
- перевезено (перевозка) грузов;
перевезено в прямом смешанном сообщении;
- объем выполненной транспортной работы – грузооборот.
Показатель «отправлено (отправление) грузов» отражает начальный момент процесса перевозки грузов и выражается в тоннах. Он характеризует объем продукции отраслей материального производства, предъявленный транспорту к перевозке и отправленный им по назначению, а также выполнение транспортным предприятием плана перевозок. Отчетные данные по отправлению группируются по роду грузов, скорости перевозки, административно-территориальному признаку. Момент учета отправления грузов на отдельных видах транспорта определяется по моменту принятия грузов к перевозке или по моменту фактического отправления.
Показатель «прибыло (прибытие) грузов» отражает конечный момент процесса перевозки грузов и характеризует объем грузов, законченных перевозкой в отчетном периоде в тоннах. Экономическое значение показателя заключается в том, что он характеризует объем работы станций, портов и других мест назначения, связанный с конечным процессом перевозочной деятельности (подача подвижного состава под выгрузку, хранение грузов на складах). Группировки отчетных данных по прибытию грузов те же, что и по отправлению грузов.
Показатели количества отправленных и прибывших грузов не характеризуют грузовой работы отдельного транспортного предприятия – железной дороги, пароходства, компании. Это объясняется тем, что эти предприятия, помимо местных перевозок, т. е. начинающихся и заканчивающихся в пределах данного транспортного предприятия, выполняют также транзитные перевозки, начинающиеся и завершающиеся за пределами данного предприятия. Такие перевозки не находят своего отражения ни в показателе прибытия, ни в показателе отправления грузов. Поэтому для характеристики всего объема перевозок груза ста¬тистикой дополнительно применяется показатель «перевезено грузов».
Показатель «перевезено (перевозка) грузов» определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других предприятий (подразделений) для продолжения перевозки и выражается в тоннах.
Показатель «перевозка в прямом смешанном сообщении» – перевозка грузов с участием двух и более подразделений транспортной сети выражается в тоннах. Он характерен для транспорта, представляющего собой единую транспортную сеть, в которой все виды транспорта взаимоувязаны. К числу подобных перевозок относятся, например, перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В планах транспортных предприятий предусматриваются номенклатура и количество грузов, подлежащих перевозке, а также пункты перевалки грузов. Соответственно этому строятся и показатели статистической отчетности.
Работа транспорта по перемещению продукции отраслей экономики характеризуется не только количеством и составом перевозимых грузов, но и расстоянием их перевозки. Поэтому статистикой используется обобщенный показатель – грузооборот в тонно-километрах (на морском транспорте – в тонно-милях).
Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.
К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:
- среднее расстояние перевозки 1 т груза;
- средняя густота перевозок груза;
- средняя продолжительность доставки груза;
- средняя скорость продвижения груза.
Среднее расстояние перевозки 1 т груза– расстояние в километрах (на морском транспорте – в милях), на которое в среднем перевозится 1 т груза. Определяется путем деления величины грузооборота на величину объема перевезенных грузов в тоннах. Уровень показателя в основном определяется размещением производительных сил страны, а также международными связями по перевозке грузов. Снижение средней дальности перевозок имеет большое значение, так как оно обеспечивает уменьшение издержек по транспортировке грузов и ускорение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивая снижение себестоимости перевозимой продукции. Сокращение средней дальности осуществляется улучшением размещения и планирования производства, сбыта и перевозок.
Средняя густота перевозок грузов– количество грузов, проследовавших в среднем через участки сети железных дорог, водных путей сообщения или автомобильных дорог за год (или другой отчетный период); характеризует интенсивность использования протяженности транспортной сети.
Средняя продолжительность доставки груза– время (в сутках) от момента приема груза к перевозке до момента выгрузки средствами транспорта или подачи под выгрузку, если выгрузка производится средствами грузополучателя; средняя продолжительность доставки исчисляется на 1 т или на одну отправку груза.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: ИД Форум; Инфра. 2014. - 304 с.
2. Тарновская Л.И. Статистика: уч. пособие. - М.: Издат. центр Академия. 2008. - 320 с.
3. Годин А.М. Статистика: учебник / А.М. Годин; Дашков и К0, 2012. - 451 с.
4. Поликарпов А. А., Вовк А.А. Статистика железнодорожного транспорта учебник для вузов. - Маршрут, 2006. - 272 с.