Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос: “Особенности конституционной модели республиканской формы правления в РФ. Место и роль Президента РФ в системе федеральных государственных органов.”
Ответ на вопрос:
В действующей Конституции РФ закреплено, что Россия является страной с республиканской формой правления.
Это означает, что высшие органы власти, действующие в России избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции.
Россия придерживается смешанного вида республиканской формы, сущность которого заключается в том, что власть Президента РФ и исполнительной власти уравновешивается деятельностью Федерального Собрания РФ.
Этим же обусловлены и особенности, присущие республиканской форме правления в РФ - сочетанием президентской и парламентской республики в одном ключе.
Сочетание признаков президентской и парламентской республик выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы, которым, к примеру, является наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).
Для поддержания смешанной республиканской формы правления в РФ действует система сдержек и противовесов, которая неотделима от действующей в РФ системы разделения властей. Именно эти механизмы делают функционирование данного вида республиканской формы правления в России реальной, а не формальной, не давая, образно говоря, “президентской республике захватить власть над парламентской республикой”.
Принцип разделения властей сегодня выступает одним из основных принципов государственного устройства РФ. Ученые относятся и воспринимают данный принцип неоднозначно.
По мнению одних ученых, принцип разделения властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе системы государственной власти демократического общества и предполагающий взаимодействие различных ветвей для достижения общих целей.
Ряд других ученых сравниваю данный принцип с такими явлениями, как демонополизация власти в виде ее рассредоточения и распределения властных полномочий между различными органами государственной власти.
Резюмируя все вышеприведенные мнения можно заключить, что сегодня принцип разделения властей имеет наиважнейшее значение для государственного устройства РФ, поскольку именно на его основе создаются дополнительные гарантии, призванные обеспечить более эффективное управление, свободу в обществе и защиту прав и свобод личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авакьян С.А. Современные проблемы конституционного и муниципального строительства в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 6.
2. Габричидзе, Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России. - М.: Дело и сервис, 2003. - С. 221.
3. Кондрашев А.А. Особенности современного формирования политической системы России в контексте характеристики государственного режима // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. С. 21.
4. Курдюкова З.Н. Теоретические проблемы политической формы современного государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 62.
5. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). Москва-Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2001. С. 49.
6. Ноздрачёв А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 14.