Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обязательным условием организации индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися является знание их основных психических и физиологических особенностей, среди которых, прежде всего следует выделить типологические особенности нервной системы. Нет сомнений, что одинаковые педагогические воздействия на учащихся с различными типами нервной деятельности не будут для каждого из них адекватными. То, что посильно ученику с сильным типом нервной системы, может оказаться не под силу ученику со слабым типом.
В современных исследованиях показано, что каждый тип высшей нервной деятельности обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал.
Отдельную очень важную категорию воспитанников составляют дети с уже имеющимися нарушениями ВНД, процент которых, в последние годы неукоснительно растет. Педагог зачастую бывает первым, кто замечает проявления нарушений ВНД у ребенка, так как родители склонны к отрицанию проявления расстройств нервной деятельности у ребенка.
Правильное педагогическое взаимодействие воспитателя с семьей, ребенком, психологом и при необходимости с врачом, позволяет добиться оптимальных условий для полноценного развития ребенка.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Безусловные и условные рефлексы
Рефлексом называют ответную реакцию организма на раздражение рецепторов любым изменением внешней и внутренней среды организма, которая осуществляется с участием центральной нервной системы. Различают условные и безусловные рефлексы.
Безусловные рефлексы – это врожденные реакции организма, которые передаются по наследству и присущи конкретному биологическому виду. Безусловные рефлексы в основном осуществляется низшими отделами ЦНС – спинным мозгом, стволом мозга, подкорковыми ядрами. К моменту рождения рефлекторные дуги безусловных рефлексов уже сформированы, и сохраняются на протяжении всей жизни. Несмотря на наличие сформированных рефлекторных дуг, не все безусловные рефлексы проявляются сразу с момента рождения 7 с. 240-255.
Безусловные рефлексы обладают следующими общими признаками: неподконтрольность сознанию и воле, специфичность (безусловные рефлексы проявляются при воздействии на конкретные рецепторы), полное покрытие популяции (врожденные рефлексы присутствуют у всех представителей вида), гибкость (в зависимости от условий, интенсивность рефлекторной реакции может сильно отличаться).
Единой классификации безусловных рефлексов не существует, на настоящий момент наиболее известны две классификации. Классификация Павлова И.П., в которой безусловные рефлексы классифицируются по нескольким критериям. По характеру вызывающих их раздражителей: простые, сложные и сложнейшие безусловные рефлексы. По их биологической роли: индивидуальные (которые обеспечивают индивидуальное самосохранение особи) и видовые (которые обеспечивают сохранение вида). По характеру действующего раздражителя: пищевые, половые, защитные и ориентировочные.
Симонов П.В., считал, что значение безусловных рефлексов не сводится только к индивидуальному и видовому самосохранению и предложил классификацию, основанную на освоении видом каждой сферы среды. Симонов выделил три группы безусловных рефлексов: витальные (обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма), ролевые (рефлексы которые лежат в основе полового, родительского и территориального поведения) и безусловные рефлексы саморазвития (ориентированные на освоение новых пространственно-временных сред).
Условные рефлексы – это индивидуальные приобретенные системные приспособительные реакции, возникающие на основе образования в ЦНС временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Условные рефлексы требуют участия высших отделов головного мозга – коры. Условные рефлексы формируются на основе рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Условные рефлексы обладают следующими общими признаками: они носят приспособительный характер (что позволяет изменять поведение согласно меняющимся условиям окружающей среды), приобретаются и вытормаживаются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи, имеют сигнальный характер.
Существует много различных классификации условных рефлексов. Выделяют экстероцептивные условные рефлексы, интероцептивные и проприоцептивные, при более дробной классификации – зрительные, слуховые вкусовые и т. д. По характеру реакции выделяют пищевые, оборонительные, половые, двигательные и другие условные рефлексы.
В зависимости от времени действия безусловного раздражителя относительно условного различают наличные, запаздывающие рефлексы и следовые. Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы.
В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делят на положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию организма, и отрицательные, или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, на и ослабляют предшествующую деятельность рождения 1 с.469-475.
При сравнении условных и безусловных рефлексов можно выделить ряд существенных отличий:
1. Безусловный рефлекс – врожденная форма деятельности, условный – приобретенная после рождения;
2. Безусловный рефлекс имеет фиксированную рефлекторную дугу, условный – формируется на основе временной связи между центрами условного и безусловного раздражителя;
3. Безусловный рефлекс – может осуществляться с участием разных структур ЦНС, условный – осуществляется с обязательным участием коры больших полушарий;
4. Безусловный рефлекс – отличается наличием специфического рецептивного поля и специфического раздражителя, условный – не имеет специфического рецептивного поля и специфического раздражителя;
5. Безусловный рефлекс – отличается прочностью и постоянством, условный – отличается непрочностью (может тормозиться и изменяться).
Вывод: ответные реакции организма на воздействие факторов окружающей или внутренней среды в виде рефлексов, могут быть безусловными (врожденными) и условными (приобретенными), безусловные рефлексы формируются на основании уже имеющихся к рождению рефлекторных дуг, носят устойчивый характер и в основном реализуются низшими отделами ЦНС. Условные рефлексы, формируются только на основании уже имеющейся рефлекторной дуги безусловного рефлекса, неустойчивы, нуждаются в постоянном подкреплении, для их реализации необходимо участие коры головного мозга.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология [Текст]: Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. — 576 с.: ил.
2. Аникина, Т.А., Физиологические основы высшей нервной деятельности у детей и подростков [Текст]: Учебно-методическое пособие /Т.А. Аникина, А.В. Крылова. - Казань, 2014. – 69 с.
3. Ганат, С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка [Текст]: учебник / С.А. Ганат – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Высшее образование).
4. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей [Текст]: серия специальная педагогика / В.И. Гарбузов, Ю.А. Федосеенко. – Спб.: Каро, 2013 - 336 с.
5. Дефектология проф. Московский институт коррекционной педагогики. Нервные тики у ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/
6. Любимова, З.В. Возрастная физиология [Электронный ресурс]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – Режим доступа: https://www.litres.ru/get_pdf_trial/11814351.pdf?ysclid=lele9emclc669853478
7. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст]: учебник студ. учреждений высшего образования Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов – 4 изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256с. - (Сер. Бакалавриат).
8. Правдивцев, В.А. Введение в физиологию высшей нервной деятельности [Текст]: Учебное пособие /В. А. Правдивцев, А. В. Евсеев, Л. П. Нарезкина. - Смоленск: Изд-во: СГМА. – 2012.– 37 с.