Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время образовательное право следует признать отраслью права. Объективный ход развития современной системы права Российской Федерации привел к появлению образовательного права в качестве новой отрасли права. Особому предмету этой отрасли, наличие которого доказано предшествующим изложением, соответствуют и юридические признаки отрасли, о чем идет речь в контрольной работе.
Образовательное право определяется «как совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений». Образовательное правоотношение представляет собой целостную систему, основной целью которой является обеспечение реализации права на образование, определяющего условия становления данной системы, а также закономерности ее развития. Момент возникновения образовательного правоотношения (становления системы) определяется волеизъявлением субъекта права на образование, который желает это право реализовать.
Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Структура контрольной работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
1. Образовательное право: понятие, элементы образовательных правоотношений
Образовательное право — одна из отраслей российского права. Его изучение не начинается с нуля. У каждого человека есть определенные представления о системе образования, законодательстве его регулирующем, есть собственное представление о том, каким образование и образовательное право должно быть.
В качестве первого определения образовательного права можно использовать наиболее распространенную и понятную дефиницию.
Образовательное право — совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений. Можно выделить два противоположных правопонимания: право как приказ власти (закон) или любой приказ власти — это право. Данное правопонимание основано на идее, которая состоит в том, что правом считается приказ власти. Другое правопонимание состоит в том, что право — это явление, которое основано на нескольких идеях: справедливости, свободы, добра, правды и силы. Эти идеи делают право эффективным регулятором общественных отношений, реализация которого позволяет построить свободное, справедливое общество (общество свободных людей), в котором созданы достойные условия жизни для каждого человека.
Образовательное право — сложная система, т. к. существует в нескольких формах:
1) объективное явление, относительно независимое от субъекта права — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т. е. образовательное законодательство;
2) совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах — отрасль образовательного права. Эта форма менее объективна, т. к. среди юристов немало споров по содержанию норм;
3) система правоотношений в сфере образования или реальные отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;
4) правосознание или представления людей об образовательном законодательстве;
5) наука образовательного права;
6) учебная дисциплина;
7) субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое;
8) образовательное право как правда;
9) образовательное право как свобода человека в сфере образования;
10) образовательное право как справедливость системы образования;
11) образовательное право как форма добра и зла;
12) образовательное право как сила;
13) образовательное право как правопорядок в сфере образования.
14) образовательное право, как социальный опыт государства.
Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) – комиторные, т.е. вторичные, отношения. Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две группы: образовательные (преципионные) правоотношения и правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) – комиторные правоотношения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ) // Российская газета.- 04.03.1997.- N 43-44.
2. Власова А.О., Богданова Е.А. Правое регулирование образования. – Казань: ДЛТ, 2018. – 374 с.
3. Измайлова В.П. Современная система образования в России ХХI века. Достоинства и недостатки. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Ильин А.С., Суворов Д.Е. Современная система образования и право на образование в России. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
5. Суворов В.А. Хомяков А.С. Достоинства и недостатки реализации права на образование в России. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.