Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Растет число людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и адаптации личности, дисгармонией межличностных отношений, зависимостью (наркомания, алкоголизм и т. д.), возрастными кризисами. А в последнее время практические психологи стали особенно востребованы в связи с так называемыми техногенными катастрофами и распространением терроризма по всему миру.
Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта охватывают сегодня все сферы жизни человека и становятся практически неисчерпаемыми.
Психологическое консультирование включает в себя множество различных областей работы с людьми, в которых участвуют профессиональные психологи или которые используют психологические знания. Итак, первой составляющей данного вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования.
Ко второму компоненту относится знание специфики профессиональной деятельности, которое оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых проводится консультирование.
Психологи-консультанты должны работать в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности. Каждый из них требует от психолога определенных знаний и навыков, в частности, знания этапов и принципов проведения психологического консультирования.
1.Основные этапы становления психологического консультирования
В далекие времена шаманы, жрецы и колдуны были особыми специалистами в области психического здоровья. В Древней Греции, Риме, Персии, Месопотамии первыми советниками были врачи, философы и священники.
Среди тех, кто помогал современникам решать их проблемы, находить ответы на сложные вопросы бытия, можно назвать Моисея, Лао-Цзы, Будду, Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля.
Философы и пророки выступали в качестве советников, стимулируя личностный, эмоциональный и интеллектуальный рост своих последователей и последователей. Именно от них унаследованы следующие важные принципы, на которых сегодня основана консультативная психология:
- отсутствие единственно правильного выхода, абсолютной истины при поиске ответа на жизненно важные вопросы;
- наличие множества альтернатив, возможностей для решения одной и той же проблемы.[1]
Одним из предшественников консультативной психологии можно считать Гиппократа (около 460 — около 370 гг. до н. э.), который говорил о необходимости выстраивания доверительных отношений с пациентом, анализа истории всей его жизни, чтобы понять специфику заболевания.. Он также разработал первую классификацию психических расстройств, и мы используем его обозначения темперамента по сей день.
1879 год, когда немецкий психолог В. Вундт (1832-1920) основал первую лабораторию экспериментальной психологии, считается годом рождения психологии как науки. Великие философы-С. Кьеркегор, г. Гегель,Ф. Ницше-оказали огромное влияние на эту зарождающуюся науку.
Конец XIX века ознаменовался блестящими открытиями 3. Фрейд и Дж. Брейер в области лечения истерии. Были заложены основы медицинского (психиатрического) консультирования.
В XX в. с ростом темпов научно-технического прогресса и появлением необходимости в подготовке и отборе высококвалифицированных рабочих и служащих для службы получила название консультативная психология. В это время происходило интенсивное развитие профессиональной консультации. Специалисты в этой области работали в школах, организациях, университетских городках. Около 80% программ подготовки психологических консультантов были ориентированы на профессиональное консультирование в школах.
Развилось медицинское консультирование, основанное на диагностике психопатологии. Лица, нуждающиеся в психологической помощи, считались психически больными и получали лечение в основном медицинскими средствами. Таким образом, до середины 40-х годов XX в.психологи-консультанты чаще всего занимались диагностикой индивидуальных особенностей клиентов.[3]
В 1942 году была опубликована книга К. Роджерса «консультирование и психотерапия», положившая начало отделению консультирования от смежных отраслей, таких как психиатрия, психотерапия и т. Д. К. Роджерс писал, что люди, испытывающие трудности в общении, взаимодействии, эмоциональной сфере, не могут позволить себе консультирование. они не психически больны. Большинству из них требуется поддержка, а не медикаментозное лечение. Он подчеркнул, что эта задача успешно решается в рамках психотерапевтических отношений между психологом и человеком, обратившимся за помощью.
В 50-60-е годы XX века клиентоориентированная терапия К. Роджерса стала теоретической основой для большинства программ подготовки психологов-консультантов. В то же время быстро развивались такие области, как поведенческое консультирование, рационально-эмоциональный подход, Гештальт-терапия, транзакционный анализ. Представители этих областей соревновались друг с другом, пытаясь доказать превосходство своего подхода перед другими.
Сравнительное исследование различных подходов показало примерно одинаковый уровень их эффективности. Р. Каркуфф и его коллеги предложили использовать системный подход, описали навыки, которыми должен обладать психолог-консультант, разработали методы оценки эффективности с упором на развитие навыки и умения, позволяющие психологу построить эффективные отношения с клиентом.
2.Направленность психологического консультирования и его специфики в отношении детей и подростков
Психологическое консультирование детей и подростков - это работа психолога, направленная на решение широкого круга проблем, с которыми они могут столкнуться: проблем с обучением, поведением, трудностей в отношениях с родителями и сверстниками, эмоциональных проблем, кризисов в возрасте трех и семи лет.
Большинство психологических проблем, возникающих в детском и подростковом возрасте, со временем полностью исчезают. Однако при отсутствии должного внимания и своевременной психологической помощи они могут обостриться, приобрести более сложную форму и негативно сказаться на развитии личности ребенка в целом. Часто нерешенные психологические проблемы детей находят отклик уже во взрослой жизни.
С подростками индивидуальная работа немного больше смещена в сторону изучения их личных проблем. Иногда подростки сами говорят своим родителям, что хотят пойти к психологу. Возможно, они чувствуют определенные ограничения в отношениях с мамой или папой, не все темы доступны для обсуждения или по другим причинам родители не могут (не хотят, не знают, как) им помочь. Работа с подростками немного менее ориентирована на семью, и иногда мне просто нужно поговорить с мамой, папой или другим опекуном по телефону, чтобы начать работать с подростком.[1]
Подростковый возраст - сложный период в развитии человека. В это время с подростком происходят сильные изменения, которые касаются не только его тела и внешнего вида (быстрый рост, гормональная перестройка, период полового созревания), но и внутреннего покоя.
Подростки начинают вглядываться в себя, открывают для себя образ «Я», стремятся познать разные стороны своей личности: сильные и слабые. У подрастающих мальчиков и девочек появляется интерес к самим себе, а также к качествам собственной личности, возникает потребность сравнивать себя с другими.
3. Наиболее распространенные типы психологических проблем детей, связанных с ослаблением их здоровья. Какими причинами вызвано данное явление?
Плохая успеваемость в школе. Это может включать трудности с пониманием и запоминанием учебного материала, невнимательность, отсутствие интереса к учебе, нежелание посещать занятия, прогулы занятий и т. д.
Неуправляемое поведение. Это агрессивность, грубость, нежелание слушать родителей, обман, частые капризы. Этих детей часто называют "трудными".
Трудности в общении. Социальные проблемы детей-довольно распространенное явление сегодня. Сюда входят трудности адаптации в коллективе, изоляция, нежелание общаться со сверстниками или неспособность найти общий язык и т. д.
Эмоциональная нестабильность. Иногда родители обращаются за профессиональным советом, когда ребенок начинает испытывать страхи, в том числе беспричинные, становится раздраженным, у него часто меняется настроение и т. д.
Почему у детей возникают психологические проблемы
Семья превыше всего
Любой ребенок чрезвычайно зависим от среды, в которой он растет и развивается. Вот почему семейные конфликты часто являются основными проблемами детей. Дети любого возраста очень чувствительны к эмоциям родителей, и если в отношениях взрослых нет гармонии, это так или иначе отражается на ребенке. Он может копировать поведение взрослых, даже не осознавая этого, перенимать их опыт, считать себя причиной ссор между мамой и папой. В этом случае решение психологических проблем детей заключается в том, чтобы сначала достичь гармонии в семье, научиться понимать себя и супруга, а затем наладить отношения со своим ребенком.[2]
Социальная среда важна не только для взрослого, но и для ребенка. Для гармоничного психологического развития детям необходимо общение со сверстниками. Если по какой-либо причине это не складывается, это может повлиять на поведение и настроение вашего ребенка. Иногда возникают трудности в социальной адаптации, и здесь нужно постараться понять, почему ребенку трудно влиться в