Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Схематично изобразите классификацию юридических документов. 4
2. Какие требования предъявляются к содержанию и оформлению нормативных правовых актов? 6
3. Составьте проект доверенности юрисконсульту организации, о том, что ему доверяется быть ответчиком по гражданскому делу. 12
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любой правовой акт – эталон поведения, модель будущих поступков человека. В нем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий и терминов может привести к неправильному пониманию и применению акта, к возможности отхода от его буквального смысла, а это может оказать прямое влияние на судьбы людей, производственную деятельность, работу законодательных, исполнительных и судебных органов.
Этими аспектами обусловлена актуальность исследования вопросов юридической техники составления любых юридических документов.
Целью настоящей контрольной работы является раскрытие отдельных вопросов по составлению и содержанию правовых документов – их классификации и требованиям к составлению нормативных правовых актов по содержанию и по оформлению. Третьим заданием в настоящей контрольной работе является практическое задание, которым закрепляются полученные теоретические знания.
В заключении делаются выводы относительно достижения целей и полученных результатов.
1. Схематично изобразите классификацию юридических документов.
Юридические документы охватывают всю сферу правового регулирования. В них закрепляются права и обязанности сторон правоотношений, требования государства к обществу и общества к государству. В документах выражается содержание права, фиксируются процедуры и механизмы его реализации. Формально вся юридическая практика представляет собой работу с юридическими документами. На основе и при помощи юридических документов достигается определенность правового регулирования, стабильность правопорядка .
2. Какие требования предъявляются к содержанию и оформлению нормативных правовых актов?
Единых требований к содержанию нормативных правовых актов законодательно не устанавливается. Среди установленных нормативно можно выделить требования, которые устанавливаются к отдельным видам актов. Такие требования, например, можно встретить в Постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, которым установлены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий .
Такое положение вполне объяснимо, поскольку содержание нормативных правовых актов поставлено в зависимость от содержания правоотношений, на регулирование которых направлены такие акты.
В научной литературе приводятся разъяснения практических навыков составления нормативных правовых актов, направленные на совершенствование правил юридической техники и официально-делового стиля изложения текстовой части нормативного правового акта.
В качестве нормативной основы для определения требований к содержанию и форме нормативных правовых актов следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» , а также принятым в развитие данного Постановления Приказом Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» .
Следует отметить, что указанные акты распространяют свое действие только на нормотворчество федеральных органов исполнительной власти.
Единый подход к нормотворчеству способен минимизировать правовой нигилизм общества, выражающийся в крайнем отрицании норм законодательства Российской Федерации, обусловленного коллизионностью нормативных правовых актов .
В этой связи, текстовая часть проекта нормативного правового акта выступает основным постулатом, направленным на правильное уяснение норм законодательной базы Российской Федерации.
Общие требования к содержанию нормативных правовых актов выработаны правоприменительной практикой. Можно предложить следующие общие требования к содержанию, которые применимы к любому нормативному правовому акту:
- текст нормативного правового акта, должен быть предельно кратким, однако, при этом суть нормативного правового акта, должна быть изложена полно;
- не допускается эпистолярность изложения текстовой части нормативного правового акта;
- содержание проекта нормативного правового акта, должно строго соответствовать официально-деловому стилю русского языка;
- слова и выражения в проектах правовых актах используются в значении, обеспечивающим их точное понимание и единство терминологии, используемой в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 (ред. от 22.12.2022) «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 39. Ст. 6069.
2. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 14.02.2023) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
3. Приказ Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2020 № 58222) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2020.
4. Абдулаева З.Т. Требования к тексту и содержанию проекта нормативного правового акта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3. С. 53-58.
5. Нарутто С.В., Никитина А.В. Конституционный принцип доверия в современном российском обществе // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 13 - 18.
6. Осипов М.Ю. Юридическая техника как показатель уровня правовой культуры // Юридическая техника. 2016. № 10. С. 410-418.
7. Плотникова Л.А. Проблемы нормотворческой техники в процессе подготовки и принятия муниципальных нормативных правовых актов // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 4-5. С. 88-93.
8. Уздимаева Н.И. Проблемы классификации юридических документов // Контентус. 2020. № 7. С. 42-50.
9. Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: монография / Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев, А.А. Аюрова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. – 336 с.