Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процессы глобализации требуют соответствующего уровня конкурентоспособной экономики. Конкурентоспособность российской экономики во многом обусловливается неоднородностью экономического пространства, зависит от внутренней и внешней эффективности развития ее регионов.
Внешнеэкономическая деятельность, проявляющаяся в различных формах, становится немаловажным источником повышения конкурентоспособности регионов. Приобретение регионами экономической самостоятельности позволяет им расширять свои международные полномочия, налаживать связи с регионами других стран, привлекать в свою экономику иностранные инвестиции, расширять экспортные возможности, развивать международное экономическое сотрудничество. Открытые для внешней торговли регионы более других подвержены колебаниям конъюнктуры мировых рынков, однако они же раньше выходят из состояния кризиса, быстрее перенимают новейшие технологии производства, используют объекты интеллектуальной собственности, внедряют современные методы управления.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия реализуется поэтапно:
1. Выход на внешний рынок.
2. Разработка внешнеэкономической стратегии.
3. Заключение внешнеэкономического контракта.
1. Понятие внешнеэкономической деятельности предприятий
Внешнеэкономическая (чаще используется понятие «внешнеторговая») деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Наиболее распространенным видом внешнеторговой деятельности является экспорт и импорт товаров, правовой формой которых служит внешнеторговый договор купли-продажи. Иногда некоторые авторы называют его еще и контрактом.
В ст. 1 ГК РФ провозглашен принцип свободы договора. В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена в той степени, в которой это необходимо для защиты здоровья, экологической безопасности и т.п.
Венская конвенция ООН о договорах международной купли – продажи товаров 1980 года. (далее Конвенция), к сожалению, не определяет требования, например, к качеству товаров. В настоящее время именно качество товаров играет доминирующую роль в конкуренции на мировом рынке. При планировании внешнеэкономической деятельности, компании необходимо провести множество мероприятий, оказывающих непосредственное влияние на внешнеторговую деятельность:
а) изучение потенциальных рынков сбыта с целью определения спроса на производимую продукцию;
б) разработка стратегии позиционирования предприятия на внешнем рынке;
в) проведение маркетинговых исследовании как на внутреннем рынке с целью анализа потенциальных конкурентов, так и на зарубежных рынках – для поиска потенциальных партнеров;
г) изучение законодательства стран потенциальных партнеров;
д) поиск партнеров в сфере транспортно-экспедиторского обслуживания международных перевозок .
На начальном этапе выхода на международный рынок предприятию, вне зависимости от сферы деятельности, необходимо изучить потенциальные рынки сбыта производимой продукции. Целью проведения подобных исследований должно стать определение необходимости потенциальных потребителей в производимой продукции.
При экспорте товара необходимо изучить зарубежные страны с целью определения оптимального рынка сбыта, нахождения идеального соотношения спроса и предложения на предлагаемую продукцию. При организации экспортной внешнеторговой деятельности на предприятии необходимо определить такие рынки сбыта, в которых спрос на предлагаемый товар превышает его предложение на национальном рынке.
На импортно – ориентированных предприятиях объектом данного исследования будет выступать национальный рынок. Главной целью данного исследования предприятий – импортеров будет определение спроса и предложения предлагаемой продукции на внутреннем рынке .
Стратегическое планирование внешнеторговой деятельности (ВЭД) организации предполагает реализацию определенной последовательности действий, которая позволяет сформировать адекватный условиям внешнеэкономической среды стратегический план ВЭД. Ключевым элементом при стратегическом планировании ВЭД является выделение внешнеэкономических стратегических зон хозяйствования (ВСЗХ) организации, что позволяет позиционировать организацию на стратегически значимых сегментах зарубежных рынков в перспективе, обеспечивая эффективность его внешнеторговой деятельности.
Особенности стратегического планирования внешнеторговой деятельности (ВЭД) организации определяются тем, что работа на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулгамидов, Н. Соотношении внутренних и внешних условий развития // Экономист. 2010. - №4. - С. 3-15.
2. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения. - М. : ЮНИТИ, 2011. - 448 с.
3. Банк, С.В. Система показателей комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 7-12.
4. Лунев, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой / В.Л. Лунев. - М.: Финпресс, 2012. 356 с.
5. Пивоварова, С.Э Международный менеджмент: учеб. пособие / С.Э Пивоварова. - СПб. : Питер, 2011. - 250 с.