Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Новая индустриализация становится стратегическим курсом современной экономической политики развитых стран Запада. Ее содержание связано с возрождением интереса к промышленному развитию на новой высокотехнологичной базе, позволяющему решить целый комплекс важнейших государственных социально-экономических задач – повысить конкурентоспособность экономики, обеспечить занятость и улучшить показатели экономической динамики.
Преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса и выход на траекторию устойчивого роста экономики становится центральной проблемой и для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), демонстрирующих скромные темпы экономического роста на фоне двух-трехкратного отставания по уровню экономического развития от ведущих экономик мира. ЕАЭС является попыткой возродить субъектность евразийского пространства.
Распад СССР дал бывшим союзным республикам иллюзию суверенитета, поначалу так пьянившую местные властные элиты. Однако быстро возникла реальная угроза экономической и военно- политической безопасности быстро измельчавших, но суверенных стран перед лицом экономически куда более мощного коллективного Запада, хорошо организованного в рамках G7, ЕС, ЭЭСР, НАТО.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого является изучение роли России в системе интеграции на постсоветском пространстве, а также сущности Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
1. РОССИЯ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Интеграция – это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран. Она возникла как ответ на усложнение международных отношений, переход от модели двустороннего сотрудничества к многостороннему. Этот переход был обусловлен тем, что на мировой арене отстаивать свои национальные интересы несколькими государствами, объединенными общей идеей легче, чем поодиночке. Это объясняется тем, что на сегодняшний день большинство государств входят хотя бы в одну интеграционную группировку.
По данным Всемирной торговой организации, в настоящее время в мире насчитывается более 350 реально действующих группировок, в 1995 году их было зарегистрировано 123[2].
Наиболее распространенной формой интеграции на сегодняшний день является зона свободной торговли, стадии экономического союза достиг Европейский союз. Страны, вставшие на путь интеграции, всегда проходят этапы интеграции последовательно. Интеграции не бывает быстрой, с момента образования доны свободной торговли до момента создания экономического союза в Европе прошло более сорока лет, североамериканская зона свободной торговли функционирует уже более двадцати лет, и в планах участников нет перехода к более высокой степени интеграции – таможенному союзу. Каждое интеграционное объединение, таким образом, отражает экономические интересы стран – инициаторов интеграции.
Советский Союз представлял собой единый хозяйственный механизм с четким разделением труда между союзными республиками. Это разделение труда обусловило тесные кооперативные связи между новыми независимыми государствами. До сих пор более 8 тысяч российских и белорусских фирм зависят от взаимных поставок продукции, 80% выпускаемой продукции военно-промышленного комплекса Украины произведено с использованием российских комплектующих и т.д.
Разрывать это кооперационные связи было можно, но в большинстве случаев это было не целесообразно, так как разделение труда в Советском Союзе было обусловлено в значительной степени природно-климатическими и историческими условиями развития. Единый промышленный, транспортный, энергетический комплекс стал движущей силой процесса возобновления конструктивного диалога между новыми независимыми странами, перехода от взаимных упреков и обвинений в русло вынужденного экономического сотрудничества.
Еще одним немаловажным фактором, который нельзя было не учитывать, это – желание широких масс поддерживать тесные связи с родственниками, оказавшимися гражданами разных государств. Отсутствие языкового барьера, общая история и элементы культуры – все это вопреки политическим установкам, существовавшим в отдельных странах, стало движущей силой интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
На прошло и полугода после распада СССР, когда руководители Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г. Это было продиктовано прежде всего тем, что необходимо было срочно налаживать межгосударственное сотрудничество. Все без исключения новые государства находились в глубоком экономическом кризисе. Уже 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились оставшиеся бывшие союзные республики, исключение составили Латвия, Литва, Эстония и Грузия – самые нетерпимые государства антироссийской направленности.
Позиция стран Балтии объяснялась прежде всего тем, что в едином народнохозяйственном комплексе СССР им отводилась роль своеобразного центра инноваций. В составе СССР Литва, Латвия и Эстония имели существенные льготы при распределении ресурсов.
Прибалтийские республики оставляли у себя все 100% полученного дохода и получали субсидии из Центра, в то время как РСФСР оставляла в своем бюджете менее 50% и выделяла средства в бюджеты других республик[3, с.15].
При этом полученные средства использовались максимально эффективно, что делали товары, произведенные в Прибалтике, наиболее конкурентоспособными и пользующимися спросом. Более высокий уровень жизни позволили исследуемым странам сначала претендовать на вступление, а затем вступить в Евросоюз.
Позиция Грузии объяснялась начавшейся поддержкой американского правительства. Однако, несмотря на это в 1993 г. Грузия вошла в состав СНГ.
Первоначально СНГ не являлось интеграционной группировкой, скорее всего это было соглашение, подтвердившее приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству. Интеграционной группировкой оно стало 15 апреля 1994 г. страны-участницы СНГ подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли. Намерение развивать и дальше сотрудничество между странами-участницами зафиксировано в Стратегии экономического
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О валютном регулирова-нии и валютном контроле»
3. Андреева Л.В. Влияние национальной промышленной политики на развитие экономиче-ской интеграции в рамках евразийского экономического союза: правовой аспект // Междуна-родное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2016. № 1 (6). С. 50.
4. Гапонов А.В. Современное экономическое состояние ЕАЭС: перспективы развития орга-низации // Научный журнал. 2016. № 6 (7). С. 93.
5. Господарик Е.Г. ЕАЭС-2050: глобальные тренды и евразийская экономическая политика: моногр. / Е.Г. Господарик, М.М. Ковалев. Минск: Изд. центр БГУ, 2015. С. 21.
6. Заядуллаев Н. Евразийский экономический союз в рамках российской интеграционной стратегии // Общество и экономика. – 2016. – № 8.
7. Иванова С.А. Современные тенденции интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС // Научный вестник. 2016. № 1 (7). С. 57.
8. Кнобель А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные пре-пятствия // Вопросы экономики. – 2015. – № 3.
9. Комков Н.И., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Модернизация национальной энергетической системы как геополитический фактор устойчивого развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 18. С. 4–10.
10. Ленчук Е.Б. Курс на новую индустриализацию – глобальный тренд экономического разви-тия // Проблемы прогнозирования. 2016. № 3 (156). С. 133.
11. СНГ в 2017 г.: достижения, вызовы, перспективы // Российский совет по международным делам. – URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/sng-v-2017-g-dostizheniya-vyzovy-perspektivy