Фрагмент для ознакомления
2
Конспект урока:
Цель урока: изучить содержание, уметь применять и соблюдать в человеческих отношениях ветхозаветные Десять заповедей в части заповедей о должном нравственном отношении людей к друг другу, взаимной помощи, любви и поддержки.
Задачи урока:
— учебные: познакомить учащихся с шестью заповедями Декалога о должном отношении человека к человеку;
— воспитательные: способствовать формированию личностного отношения школьников к ценностям православной культуры, способствовать к формированию базовых нравственных ценностей, укреплению чувств любви и бережного отношения к людям, уважения к семейным ценностям.
— развитие универсальных учебных действий: умений анализировать, определять логические связи между понятиями, строить устные речевые высказывания, выделять моральное содержание действия, развитие навыка смыслового чтения, нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания.
Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.
Основные понятия: шесть последних заповедей Закона Божия об отношении к людям (5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8.Не кради. 9.Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.)
Методическое обеспечение: рабочая тетрадь, слайды, изображающие Закон Божий, список 10 заповедей и список последних 6, которые касаются отношений между людьми.
Виды деятельности: диалог, дискуссия, рассказ учителя, чтение, знакомство с изображениями на слайдах.
Оборудование: классная доска, проектор, интерактивная доска, компьютер.
План урока
1. Введение.
2. Пятая заповедь.
3. Шестая заповедь.
4. Седьмая заповедь.
5. Физкультурная минутка.
6. Восьмая заповедь: Обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», который нужно было прочитать дома. Проверка домашнего задания.
7. Девятая заповедь.
8. Десятая заповедь.
9. Контроль знаний. Домашнее задание.
Ход урока
1. Введение. Учитель создает положительный эмоциональный настрой. На слайдах показан «Моисей со скрижалями законов», перечислены заповеди, дано небольшое введение о том, что десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай. Обстановка, в которой Бог дал Моисею и сынам Израиля Десять заповедей, описана в Библии.
Учитель вместе с учащимися выясняют тему урока и записывают в тетрадях, определяют проблему, цели и задачи.
2. Усвоение нового материала: Чтение и обсуждение рассказа В.Г. Распутина «Красный день». Пятая заповедь. В.Г. Распутин «Красный день»: «Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. Мы живем в леспромхозовском поселке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. Живем без отца, нас у матери трое, я самый старший. С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни ведер воды, чтобы заполнить два огромных чана. Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутяку не поднять, коромысло не годится. Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. Но что такое „помогу”? Это значит, что я с ведрами и она с ведрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю еще больше, что детские мои силенки надрывать нельзя. Поэтому я решаю поступить по-другому.
Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберется по дому мать, перетаскать хоть пол Ангары. Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. И я выдумываю, что мне в избе душно, я
буду спать в сенях. Утром вскакиваю часа в четыре. Еще сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю ее и заглядываю в чан — в тот, который на топке. Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами все что угодно. Но делать нечего, я берусь за ведра и скатываюсь к речке. Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. Все, теперь вперед. Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. Подъем занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. Чуть расслабишься, чтобы перевести дух, — сдвинуться потом трудно.