Фрагмент для ознакомления
1
1. Характеристика звука и механизм образования в норме 3
2. Артикуляционный профиль шипящих 6
3. Нижний сигматизм шипящих 9
4. Методика работы: цель, этапы, задачи, содержание, приемы, материал 10
Список использованных источников 15
Фрагмент для ознакомления
2
1. Характеристика звука и механизм образования в норме
Речевая функция человека зависит не только от функции определенных структур мозга, но и от возможности воспроизвести звук, что, в свою очередь, определяется:
особенностями строения гортани;
наличием резонаторов.
Способностью произвольно управлять:
скоростью движения воздуха при дыхании;
положением и натяжением голосовых связок;
положением губ, языка, мягкого неба [5, с. 28].
Вокализация охватывает два взаимосвязанных процесса: фонацию и артикуляцию.
Рассмотрим процесс фонации. Звук образуется при вибрации голосовых связок, когда воздух во время выдоха проходит между ними. Голосовые связки расположены вдоль латеральных стенок гортани. Их положение и натяжение обеспечивается группой соответствующих мышц. Так, при сокращении черпаловидных мышц, сдвигаются кзади черпаловидные хрящи, голосовые связки натягиваются. Поперечная черпаловидная мышца во время своего сокращения сближает голосовые связки. Латеральные передние черпаловидные мышцы, сдвигая черпаловидные хрящи кпереди, расширяют голосовые связки.
Но особую роль в вокализации играют щиточерпаловидные мышцы, расположенные в складках вместе с голосовыми связками. Эти мышцы состоят из большого количества изолированных волокон, каждый из которых иннервируется отдельной веточкой соответствующего нерва. В результате они могут сокращаться частями, что обеспечивает более тонкие особенности очертания голосовых связок.
Вибрация голосовых связок происходит из-за относительно быстрого прохождения воздуха при выдохе через суженную голосовую щель. Считается, что вибрацию вызывает такой механизм. При суженных голосовых связках воздух, проходящий между ними, их раздвигает. В результате из-за относительно узкой щели, поток воздуха в этой области на некоторое время ускоряется, а это создает частичное разрежение в пространстве между голосовыми связками. В связи с этим голосовые связки движутся друг к другу и могут даже перекрыть друг друга. В результате поток воздуха на некоторое время прекращается, но давление его на связки при этом повышается и опять их раздвигает. Динамика указанных эффектов повторяется с определенным ритмом, в соответствии с сокращением определенных мышц, что приводит к вибрации голосовых связок и возникновению звука [1, с. 23].
Закрытая или слегка открытая голосовая щель во время выдоха при разговоре создает препятствия для движения воздуха, поэтому в грудной клетке давление становится выше, чем в случае обычного выдоха.
Частота вибрации может изменяться по следующим причинам:
• ослабление или напряжение голосовых связок;
• изменение конфигурации голосовой щели.
Первый механизм обеспечивается сокращением собственных мышц гортани. Мышцы, окружающие гортань, также участвуют в изменении положения хрящей. При увеличении напряжения голосовых связок появляется звук высокого тона, а его снижение создает возможность возникновения низкого тона. Изменение угла между связками также отражается на высоте звука [6, с. 87].
Основные органы, обеспечивающие фонемную структуру звуковоспроизведения (артикуляцию) – это губы, язык и мягкое небо. Голосовой канал (глоточная, ротовая и носовая полости), а также его положение при прохождении воздуха имеет различную конфигурацию. Его регуляция, осуществляемая мышцами, обеспечивает возможность воспроизведения отдельных звуков. А состояние каждого из элементов голосового канала регулируется при помощи коры больших полушарий головного мозга, то есть управляется сознательно.
Индивидуальные особенности губ, языка, мягкого неба придают индивидуальность произносимым звукам. Большое значение в формировании индивидуальных особенностей голоса принадлежит резонаторам: ротовой и носовой полости и пазухам лицевого черепа, глотке и грудной клетке [8, с. 94].
Таким образом, схема будущего слова, зарождается в центре Брока, передается в переднюю центральную извилину в оба полушария мозга. От нейронов прецентральной извилины возбуждение передается в мотонейроны спинного мозга участков, обеспечивающих скорость выдоха, механизмы фонации и артикуляции. Следует отметить, что в отличие от связной речи, звуки, сопровождающие эмоции, так же как и отдельные фонемы, могут произноситься и на вдохе. Это еще раз подчеркивает нейронные различия зарождения связной речи и звуков, сопровождающих эмоции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи/Н.А. Гвоздев. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 472 с.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.– М.: Академия, 2000. – 211 с.
3. Основы логопедической работы с детьми /Под общ.ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2012. – 194 с.
4. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб./О.В. Правдина – М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
5. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. - Минск : Аверсэв, 2016. – 84 с.
6. Токарева О. А. Функциональные дислалии// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Наука, 2017. – 243 с.
7. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 2010. – 332 с.
8. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты ) Т. 1 / Под. ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 435 с.