Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Термин «социальные сети» (англ. аналог «social networking service») был введен в обиход в 1954 г. Джеймсом Барнсом, социологом из Манчестерской школы, и обозначал социальную структуру, состоящую из узлов, которыми являются социальные объекты (например, личность или социальная группа). Сегодня мы воспринимаем социальную сеть как платформу, онлайн-сервис, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Для нас социальная сеть – это сайт, построенный на основе персональных анкет пользователей, которые могут быть связаны между собой.
В силу своей специфики социальные сети созданы для общения людей между собой с помощью разного рода сообщений. Но для чего необходимы социальные сети в профессиональной деятельности и как можно использовать их возможности с практической точки зрения? Это вопросы, которые могут задать себе специалисты любой области профессиональной деятельности.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Многие источники считают, что первым социально-сетевым ресурсом можно назвать сеть Classmates.com (от англ. classmates – одноклассники), которую создал американец Рэнди Конрадс в 1995 г. С помощью его сайта можно было связаться с бывшими одноклассниками или однокурсниками, коллегами, друзьями. Сеть Сlassmates.com до сих пор остается популярной в США и Канаде и насчитывает около 50 млн пользователей (включая пользователей из Швеции, Германии, Австрии и Франции). Недостаток этой сети заключался в том, что в течение продолжительного времени на сайте Сlassmates.com не поддерживались функции создания личных профилей и добавления друзей – пользователю были доступны только списки обучавшихся в тех или иных заведениях. Если рассматривать социальные сети с точки зрения наличия личных профилей пользователей и возможности френдинга, то первой полноценной социальной сетью тогда будет не Classmates.com, а проект SixDegrees.com, появившийся в 1997 г.
Надо сказать, что в 90-е гг. многие веб-сервисы (сайты знакомств и общения, например) имели в своем распоряжении такие функции, как создание личной страницы (профиля) или списка друзей (ICQ и AIM), но эти возможности не были интегрированы друг с другом. SixDegrees.com стал первым социально-сетевым сервисом, который объединил эти функции, а с 1998 г. стал доступен и поиск по страницам друзей – таким образом, SixDegrees.com уже практически являлся полноценной социальной сетью в ее современном понимании. В 1997 – 2001 гг. происходит настоящий взрыв популярности соцсетей. В 1999 г. американским студентом-программистом Брэдом Фицпатриком был открыт популярный сервис онлайн-дневников Livejournal.com, предоставляющий возможности создания детального профиля и впоследствии – добавления контактов (друзей). За ним последовали шведский LunarStorm (2000 г.), и корейский Cyworld (2001 г.).
Вторая волна бума соцсетей пришлась на 2001-2004 гг. Социальные сети этого периода взяли курс на разделение по нишам, одной из которых стал бизнес. Первым веб-сервисом, поставившим своей целью инициирование и поддержание деловых контактов, стал Ryze.com (2001 г.), за ним последовали LinkedIn и Friendster.
С 2004 г. не осталась в стороне от всеобщего процесса интернет-социализации и Россия: стали появляться такие сервисы, как MoiKrug.ru, professionali.ru.
И, наконец, в 2004 г. студентом из Гарварда Марком Цукербергом была основана крупнейшая на сегодняшний день социальная сеть Facebook, а в. 2006 г. благодаря программисту из Америки Джеку Дорси родился проект Twitter, самый динамично развивающийся среди новых социально-сетевых проектов.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть и крупные российские проекты: детище петербургского программиста Павла Дурова ВКонтакте (2006 г.), соавтор – его брат Николай, и российский аналог сети Classmates.com – сайт Одноклассники, автором которого является веб-разработчик Альберт Попков (2006 г.).
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие регистрации пользователя. При регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать. На сайте создается аккаунт (учетная запись), который содержит почтовый адрес пользователя, позволяющий предотвратить множественную регистрацию и однозначно идентифицировать пользователя социальной сети; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает логин и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
Главные преимущества социальной сети – возможность специалистов –пользователей сети заявлять о своих интересах и разделять их с окружающими. Все это дает основание утверждать, что социальные сети являются не только средством общения, но и мощным маркетинговым инструментом.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦСЕТЕЙ
В настоящее время количество социальных сетей в Интернете и численность их участников растет с невероятной быстротой. Сегодня социальные сети уже посещает более чем две трети онлайн-аудитории во всем мире, и это четвертая по популярности онлайн-категория после поисковых порталов, информационных порталов и программного обеспечения, которая опережает даже электронную.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование социальных сетей в рекрутинге
Эффективное управление человеческими ресурсами – залог конкурентоспособности и достижения стратегических целей компании. Каждая организация заинтересована в оптимизации процесса поиска новых сотрудников и минимизации затрат на этот процесс, поэтому в настоящее время важную роль в подборе персонала играет использование современных технологий. Социальные сети как инструмент подбора персонала – новая и малоизученная область рекрутмента.
Чаще всего HR-специалисты интересуются информацией о том, где и как долго работал кандидат, какой он имеет опыт работы. 27% менеджеров по персоналу выясняют информацию о профессиональных навыках и еще 16% – о достижениях и успехах кандидата. Практически каждый третий работодатель интересуется личной информацией о кандидате: в социальной сети можно получить или проверить персональную информацию о потенциальном кандидате – ту, которую, как правило, не пишут в формальном резюме. Можно выяснить круг общения человека, его личные и профессиональные интересы, понять, как он взаимодействует с другими людьми, прочитать его комментарии, оценить фотографии и таким образом составить более полное представление о жизни
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вартанов С.А., Гуреева А.А., Дунас Д. В., Ткачева Н.В. Изменение природы новостей в цифровую эпоху: теоретическое осмысление // МедиаАльманах. 2016. № 6. С. 12—24.
2. Павлушкина Н.А. Социальные сети в работе журналиста: pro et contra // Современые проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1—8.
3. Довгий О. Л. Использование социальной сети Вконтакте в учебном процессе // Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 132–135.
Бехтерева Л. Г., Марголис Н. Ю., Никитенко В. А. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 575-578. — URL https://moluch.ru/archive/86/16261/ (дата обращения: 26.04.2018).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года // Электронный доступ: www.ifap.ru
Платонов Д. Н., Черкашин И. А. Методические подходы к организации профессионального образования в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 42–50.