Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все, что мы берем с собой в свою взрослую жизнь - заложено в нас прежде всего семьей, во
времена семейного общения и семейного досуга. Конечно мир человека формируют и детский
сад, и улица, и театр, и книги, и путешествия и тому подобное. Но именно семья является той
первичной средой, где происходит становление личности, где она получает первые знания о
многогранности и сложности окружающего мира. В семейном кругу развивается вся палитра
детских эмоций и чувств, благодаря которым она усваивает социальный опыт, принимает
семейные традиции. Общение с близкими, красота родной природы, родного языка, народные
песни, мамины колыбельные и интересные книги, прочитанные вместе. Во истину родной дом
является источником духовности ребенка.
Все это разнообразие реальной жизни ребенок впитывает в себя через отношения с родными,
через семейный досуг, через мир увлечений семьи. Впоследствии, в дальнейшем своей жизни
личность чаще все ориентируется на те идеалы, традиции, которые почитались в ее семье, и
впоследствии насыщает их новыми знаниями, новыми идеями и новыми красками жизни.
1. Сущность досуга
Досуг – это свободное время, организованное в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно
связано с понятием свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других
обязательных занятий и дел, используемого полностью по своему усмотрению. И в этом смысле
3
понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей,
отдыхом и развлечениями.
Учеными доказано, что организованный, спланированный досуг – это условие для хорошего,
позитивного общения в семьи, который обогащает духовный мир, воспитывает эстетические
чувства, стимулирует развитие способностей, интеллекта, активизирует познавательную и
трудовую деятельность ребенка. Традиция спланированного досуга дает возможность, вместе с
детьми, заниматься спортом, рисованием, коллекционированием, компьютерными играми,
чтением интересных книг, просмотром мультфильмов, посещением культурных мероприятий и
т.п.
Но далеко не во всех семьях эти формы досуга достаточно развиты. И очень часто они
ограничиваются только пассивными формами, такими как просмотр телепередач. Польза
традиционно спланированного досуга неоценима. Ведь именно в таком свободном, насыщенном
общении, родители лучше узнают своих детей. На досуге есть возможность понаблюдать за своим
ребенком в природе, в игре, в труде, в общении со сверстниками, как переживает успех и неуспех
свой и других детей, сверстников .
2. Формы досуга
Выделяют две формы досуга: общественная и индивидуально-личностная.
Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не
столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека.
Одной из форм организации досуга является отдых на лоне природы, непосредственное общение
с природой, которое побуждает детей и взрослых к активной деятельности и дает ей возможность
всесторонне наблюдать и осмысливать различные явления природы. Сухомлинский писал:
«Человек был и всегда останется ребенком природы, и то, что роднит его с природой, должно
использоваться для ее привлечения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой
красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» .
Природа несет большие познавательные возможности, расширяет кругозор ребенка, формирует
умение сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности, делать Так, систематические
наблюдения за явлениями живой и неживой природы помогают формированию основ
мировоззрения. Познавая окружающий мир, мир природы, ребенок приходит к выводу, что ни
одно явление не возникает беспричинно, само по себе, ничего не исчезает бесследно. Только в
процессе систематических, целенаправленных наблюдений, обязательно »обязательно со
взрослыми, ребенок учится думать и отвечать на вопрос «Почему?».
Очень много значат и обычные вечера в семейном кругу. Такими вечерами ребенку важно, чтобы
кто-нибудь из близких умел выслушать его, почувствовать и посочувствовать о том, что его
беспокоит. Поговорить о нравственности поступков человека, о радости, которые испытывает сам
ребенок, о его страхах и тому подобное.
Поразмышлять о прочитанных интересных книгах и увлекательных сказках, о заботах родителей и
обсудить новости прошедшего дня и спланировать свободное время, свой досуг на будущее.
4
Современная семья чувствует ослабление семейных связей. Семейная среда, для детей в наше
время, не так значимо, как это было в прошлом.
Члены семьи собираются более-менее регулярно вместе только за ужином, но не всегда в полном
составе. Но и в такие минуты отношения и контакты между членами семьи бывают разорванными,
подавленными, не всегда удачными под просмотр телепередач.
Научные данные говорят, что культура досуга зависит от многих факторов: социальноэкономического состояния общества и его морально-психологической атмосферы; форм участия
родителей по хозяйству и общественном производстве; типа семьи –малодетная, многодетная, ее
состав – полная или неполная; место проживания – город или поселок; наличии бабушек и
дедушек; а также от традиций семейного общения, внутренней культуры родителей,
организованности, от их потребностей и интересов, умений и их вкусов, жизненных целей и
желаний.
Культура досуга определяется также по уровню развития и функционирования таких учреждений
как центры творчества, кинотеатры, театры, галереи, художественные мастерские, музеи,
спортивные и игровые площадки, библиотеки, планетарий и тому подобное. Многое зависит
именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха и развлечений .
После трудового, рабочего дня приходит время отдыха, время досуга, и время семейных дел.
Перед взрослыми возникает вопрос, чем себя и детей занять? Чему себя посвятить? Какому досугу
отдать предпочтение?
Как известно, время досуга выпадает не только на отпуск. Это и выходные и праздники, и почти
каждый свободный вечер может обещать несколько часов или минут, которые можно посвятить
занятиям с детьми и которые обеспечат приятное время времени. Следует заметить, что за
последние десятилетия досуг ребенка, детские игры, развлечения и забавы кардинально
изменились. Сегодня ребенок, в силу разных обстоятельств, большую часть свободного времени
проводит дома перед экраном телевизоров и компьютеров, а не на улице с друзьями, как прежде.
Подвижные игры сейчас являются редкостью.
3. Организация досуга как прикладной аспект культурной политики
Несмотря на то, что досуг рассматривается как составляющая культурной сферы, основные
вопросы досуговой сферы разрабатываются в контексте культурной политики конкретного
государства. Так, в европейских странах в организации досуговой деятельности активно участвуют
молодежные и спортивные организации, культурно-просветительные учреждения, туристические
управления, органы международного сотрудничества, экологические объединения, социальные
службы и др. Принципы государственной политики в сфере досуга перерастают в
институциональные механизмы взаимодействия между обществом и правительством и
реализуются через конкретные культурные, социальные и досуговые инициативы. Единой
политики, эффективной для досуговой сферы любой страны, не может быть. Каждое государство
определяет ее в соответствии с ценностями, задач и культурных традиций конкретного общества.
Так, в одних государствах выразительным является акцент на сохранении национального
наследия (Франция, Германия), в других - на создании новой культуры, в содействии культурному
развитию (Норвегия, Канада) или поддержке разнообразной культурного наследия в пределах
страны (Шотландия и Уэльс в Великобритании, Каталония в Испании).
5
Однако, есть некоторые общие принципы и позиции, принятые и одобренные международным
сообществом. Основные задачи государственной политики в сфере культуры впервые был
определен на Межправительственной конференции институциональных, административных и
финансовых аспектов культурной политики (Венеция, 1970) .
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что досуг необходим для нормальной
жизнедеятельности. Появляются новые виды досуга: например экстремальный досуг, помимо
этого, с каждым днем растет число новых форм досуговой деятельности. Современному человеку
стоит и большим вниманием отнестись к использованию своего свободного времени, ведь с
пользой проведенный досуг является залогом успеха в рабочей и учебной деятельности. В
качестве заключения к данной работе можно подвести несколько итогов: