Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговый контроль - важнейшая и неотъемлемая функция налоговых органов. От качества его
проведения зависит своевременное и полноценное пополнение бюджета страны, снижение
уровня налоговых правонарушений. От этого зависит не только развитие самой налоговой
системы, но и экономики страны, в целом. Поэтому данной функции налоговой системы
необходимо уделять должное внимание, постоянно повышать качество и эффективность
контрольной работы налоговых органов в целях достижения поставленных целей в вопросе
развития экономики страны в части налогового законодательства.
Совершенствование налогового контроля - проблема любой налоговой системы. Данный вопрос
требует постоянной работы не только исполнительной, но и законодательной власти.
Государственный контроль в области налогообложения должен осуществляться качественно и
вовремя, поскольку именно это является основой развития налоговой системы, и как следствие
повышение уровня собираемости налогов, что сказывается на осуществлении государством своих
функций.
1. Порядок контроля ФНС за правильным исчислением и взиманием НДС
НДС - косвенный налог, выполняющий фискальную функцию. Этот налог является стабильным и
основным источником налоговых поступлений, которые формируют федеральный бюджет/
Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от
текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как
произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг) .
НДС прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он имеет свои проблемы:
3
возмещение налога на добавленную стоимость. Согласно оценке Федеральной налоговой службы
РФ, лишь около 17 % налогоплательщиков регулярно и в должном объеме платят в бюджет
налоги, около 40 % вообще не платят;
трудная методика исчисления НДС. Процедура исчисления налога на добавленную стоимость
различается в зависимости от отраслевой специфики хозяйствования, содержания финансовохозяйственных операций, цели коммерческих сделок;
проблема оптимизации налоговых ставок НДС, одновременно обеспечивая сохранение за этим
налогом ведущего места в системе доходных источников бюджета. С одной стороны, если ставка
будет низкая, то существенно сократятся доходы бюджета, что незамедлительно повлияет на
расходные статьи бюджета. С другой стороны, в случае завышения ставок НДС, государственный
бюджет также может недополучить финансовые средства из-за того, что упадут объемы продаж в
результате снижения покупательной способности;
признания авансовых платежей объектом налога на добавленную стоимость. НДС является таким
налогом, у которого налогооблагаемая база не совпадает с объектом налогообложения.
Некоторые экономисты утверждают, что авансы не относятся к объекту налогообложения и с них
не должен уплачиваться НДС.
Если организации испытывают трудности с зачетом НДС, то у налоговых органов возникают
проблемы с администрированием данного налога, от сотрудников налоговых органов требуется
высокая квалификация, что приводит к увеличению стоимости администрирования НДС.
Система возмещения из бюджета НДС, уплаченного экспортерами, уязвима с точки зрения ее
неправомерного использования. По данным доклада Евросоюза, в Германии ежегодно
расхищается из бюджета около 17 млрд евро посредством использования схем, связанных с
возмещением налога. Это доказывает, что даже в странах с развитыми налоговыми отношениями
и мощной судебной системой проблема злоупотреблений НДС эффективно не решается.
2.Практика контроля ФНС за правильным исчислением и взиманием НДС
Анализ структуры налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость позволили выявить,
что наибольшее внимание при налоговом контроле следует уделить малым и средним
предприятиям и следует проводить проверки по тем направлениям, где налогоплательщики
допускают максимальное количество ошибок.
Вследствие чего, подавляющее большинство ошибок налогоплательщики совершают при
определении налоговой базы (неправильное применение налоговых ставок, не начисление НДС с
сумм полученных авансов и не исчисление НДС в качестве налогового агента). Примерно такой же
процент (47 %) приходится на предоставление неправомерных налоговых вычетов (неправильно
оформленные счета-фактуры от поставщиков, неправильное использование льгот). Кроме того,
некоторые налогоплательщики неправомерно применяли освобождение от НДС (5 %).
Для повышения уровня налоговой грамотности налогоплательщиков является следующее: в
настоящее время ИФНС проводит квартальные обзорные семинары для бухгалтеров и
руководителей предприятий по изменениям в НК РФ и составлению квартальной отчетности. Это
повысит квалификацию бухгалтеров и позволит избежать грубых ошибок при исчислении НДС.
Налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он,
безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все
финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли
было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. Но в
4
целом налог имеет позитивное значение и тенденции его развития в последнее время позволяют
сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в
Российской Федерации .
3.Основные направления развития администрирования НДС
Налоговая реформа, которая в нашей стране, идет уже несколько лет, на сегодняшний день еще
далека от завершения. Остается много нерешенных проблем и вопросов. До сих пор не внесена
ясность в некоторые теоретические и практические вопросы налогообложения. Особое внимание
должно быть уделено вопросам администрирования отдельных налогов.
Выделим основные проблемные вопросы в осуществлении администрирования и контроля НДС и
рассмотрим варианты их решения.
Самой главной проблемой контрольного направления был и остается вопрос возмещения налога
на добавленную стоимость. Последние несколько лет суммы налога, заявленные к возмещению
из бюджета, увеличиваются. При этом формируются группы налогоплательщиков, которые
возмещаются из квартала в квартал. Само по себе возмещение налога предусматривает, что при
возврате в одном из налоговых периодов, в последующих кварталах данная сумма будет
восстановлена к уплате, а также определенная сумма будет исчислена к уплате в бюджет. Однако
данные налогоплательщики не только постоянно возмещаются, но также являются и убыточными
организациями, то есть теми, которые не исчисляют и, соответственно, не уплачивают налог на
прибыль организаций. Возникает вопрос, каков смысл существования такой организации? Ведь
любой хозяйствующий субъект, в первую очередь, должен ставить для себя главной задачей
максимальное извлечение прибыли . Налоговые органы ведут работу в данном направлении -
создаются комиссии по работе с такими участниками рынка, проводятся мероприятия налогового
контроля в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, осуществляется выездной налоговый контроль, но
поскольку данное явление принимает очень широкие масштабы, работники налоговой службы
физически не могут охватить такой объем работы. Поэтому действительно жесткому контролю
подвергаются те организации, которые заявляют к вычету крупные суммы. Но ведь остальных
тоже необходимо держать в поле зрения, что не всегда удается и, соответственно, федеральный
бюджет получает совсем не те суммы, которые должны были быть исчислены и уплачены. Здесь
необходимо признать, что существуют проблемы в налоговом законодательстве, которые
позволяют недобросовестным налогоплательщикам уходить от ответственности .
Необходимо проводить более целенаправленную работу с теми организациями и
индивидуальными предпринимателями, кто систематически заявляет право на возмещение сумм
налога из федерального бюджета. Допустим, как вариант решения данной проблемы принять
следующие меры: если организация возмещается более двух раз в год, то необходимо проводить
предпроверочный анализ и включать ее в план проведения выездных проверок. И при
проведении мероприятий налогового контроля, которые подразумевает выездная налоговая
проверка, отдельное внимание уделять именно правильности исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость.
Заключение
НДС является одним из основных налогов. Предприятие включает сумму НДС в цену реализуемой
продукции, а, получив выручку, уплачивает эту сумму в виде налога в бюджет, и так до конечного
потребителя. Таким образом, предприятия являются только сборщиками этого вида налога, а
фактическими плательщиками выступают конечные потребители товаров, работ или услуг.
5
Поэтому важно, чтобы плательщик понимал смысл изъятия у него средств в казну. Данная система
налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что
товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги
несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю.