Фрагмент для ознакомления
2
- А-ах! Пронесся тот же замирающий стон, когда крылышки ангелочка коснулись Сашки. И перед сиянием его лица словно потухла сама нелепо разукрашенная, нагло горящая ёлка, - и радостно улыбнулась седая, важная дама, и дрогнул сухим лицом лысый господин, и замерли в живом молчании дети, которых коснулось веяние человеческого счастья. И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка.
Но в следующую минуту картина резко изменилась. Съёжившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка.
(Л. Андреев)
4. Объедините слова в словообразовательные типы, обоснуйте вашу точку зрения. Укажите деривационное значение каждого типа.
Плавательный, развлекательный, дыхательный, внимательный, мечтательный, артельный, канительный, обогревательный, губительный.
5. Определите, какие из данных слов образованы сложносуффиксальным способом.
Белоснежный, краснолицый, отсебятина, судоверфь, железнодорожник, стогометатель, газоснабжение, чернобурка, высокопроизводительный, себестоимость.
6. Приведите несколько примеров слов, построенных по следующей модели: адъективная основа + суффикс -ик- со значением лица.
ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Пронесся образовано от глагола пронестись. Второе слово мотивирующее. Формант – постфикс -ся-. Значение – возвратность глаголов. Способ образования суффиксальный.
Замирающий образовано от глагола замирать. Второе слово мотивирующее. Формант – суффикс -ющ-. Значение – действительные причастия настоящего времени. Способ образования суффиксальный.
Крылышки образовано от существительного крылья. Второе слово мотивирующее. Формант – суффикс -ышк-. Значение – уменьшительно-ласкательное. Способ образования суффиксальный.
Ангелочка образовано от существительного ангел. Второе слово мотивирующее. Формант – суффикс -очк-. Значение – уменьшительно-ласкательный. Способ образования суффиксальный.
Сашки и Сашка образовано от существительного Саша. Второе слово мотивирующее. Формант – суффикс -к-. Значение – пренебрежения. Способ образования суффиксальный.
Сияние образовано от глагола сиять. Второе слово мотивирующее. Формант – суффикс -ни-. Значение – отвлеченного признака в процессе. Способ образования суффиксальный.
Потухла образовано от глагола тухла. Второе слово мотивирующее. Формант – приставка по-. Значение – совершенное действие. Способ образования приставочный.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. Казак М. Ю. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория: учебное пособие М. Ю. Казак.- Белгород: ИД «Белгород», 2012 – 80 с.
2. https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/653 2. www.wikipedia.org
3. http://linguistics-konspect.org/?content=10178
4. https://ru.wikipedia.org/wiki