Фрагмент для ознакомления
2
1 Профессиональная пригодность: сущность, оценка
Известно, что людям адаптироваться новым условиям трудно, требуется много времени, требуется мобилизовать важные ресурсы общества. Любому человеку нужно очень быстро принять решение по выбору профессионального пути в те моменты, когда определенные виды деятельности, их особенности запрашивают повышенные требования к уровню подготовленности, состоянию здоровья, а также функциональным и другим возможностям человека.
Безусловно, всем требованиям можно через некоторое время приспособиться, получить новое образование, пройти требуемую систему подготовки, но ведь не все люди могут справится с новыми задачами, тем самым не смогут освоить профессию.
Следовательно, к выбору профессии нужно всегда подходить обдуманно. Потому что именно выбор профессии, профессиональное становление, трудовая деятельность подвержены к оценке уровня соответствия человека требованиям профессии. Основываясь на данных практики, не всем людям дано успешно закончить процесс своего профессионального становления в требуемый срок. Поэтому оценка соответствия требованиям определенной трудовой деятельности и подготовки специалиста в научном и практическом отношении складывается как диагностика, прогнозирование и формирование профессиональной пригодности определенного человека.
В связи с этим любая деятельность запрашивает какие-либо требования, условия, знания, опыт, пригодность и поэтому образуются некоторые трудности при выборе профессии. Хотелось бы отметить, что проблема профессиональной пригодности сопоставимо с проблемой взаимной адаптации человека к деятельности.
Профессиональная пригодность представляет собой комплекс индивидуальных особенностей человека, которые влияют на успешность освоения трудовой деятельности и эффективность ее осуществления. Она в свою очередь демонстрирует степень развития профессионально важных качеств для какой-либо деятельности. Сюда входят такие качества, которые представляют тонкости трудового воспитания, обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые в свою очередь устанавливаются требованиями профессии.
Профессиональная пригодность определяется удовлетворенностью человека процессом и результатами своего труда. Сегодня на удовлетворенность человека своей профессией влияют многие факторы, например, условия деятельности, коллектив, руководитель, уровень заработной платы, график работы, престиж профессии, отдаленность от дома, возможности самоутверждения, развития, самооценки и самоуважение и др.
Стоит отметить, профессиональная пригодность представляет собой не врожденное качество человека. А именно образуется в результате многолетнего профессионального труда, который реализуется в конкретных социально-экономических условиях. Важно также отметить, что спустя время формируется и личность человека. Таким образом, формируется человек с определённым характером, ценностями, опытом, знаниями, тем самым меняется и внешний вид человека .
Профессиональная пригодность считается в достаточной степени динамичным образованием, которое формируется и развивается в итоге профессиональной деятельности человека.
Сегодня существуют несколько степеней профессиональной пригодности: профессиональная непригодность, профессиональная годность, профессиональное соответствие, профессиональное призвание.
Профессиональная непригодность представляет собой непреодолимый процесс, который связан с проблемами здоровья, которые мешают осуществлять определенные профессиональные обязанности.
Профессиональная годность представляет собой отсутствие противопоказаний к профессиональной деятельности, однако наряду с этим не существуют и показания к осуществлению конкретных профессиональных обязанностей.
Профессиональное соответствие представляет существование определенных показаний к осуществлению конкретных профессиональных обязанностей, которые зависят от определённых знаний, личностных качеств и интересов.
Профессиональное призвание представляетналичиесущественных признаков того, что человек имеет все требуемые качества для успешного осуществления конкретных профессиональных обязанностей.
Стоит также сказать о том, что существуют следующие типы профессиональной пригодности, как абсолютная профессиональная пригодность, представляющая собой существования специальных знаний, умений и навыков, личностных характеристик, особенностей нервной системы и относительная профессиональная пригодность представляет в свою очередь наличие некоторых знаний и качеств личности.
Каждая организация хочет, чтобы ее сотрудники осуществляли свои профессиональные обязанности качественно, результативно, быстро и профессионально, поэтому главным образом организация запрашивает соответствие занимаемой должности, наличие слаженного трудового коллектива. Из этого следует, что осуществляется оценка профессиональной пригодности и психологической совместимости сотрудников при помощи применения разных методов и средств, например, тестирование, аттестация, анкетирование и т. д.
Оценка профессиональной пригодности представляет собой составляющие единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения успешной ее реализации на всем протяжении профессионального пути.
Оценка работников представляет собой суждения о качественном и количественном состоянии разных их компетенций-характеристик, уровня их проявления и о мере их соответствия предъявленным должностью и организацией в целом требованиям к исполнителям.
На сегодняшний день существуют много ошибок в процессе оценки профессиональной пригодности человека. Следовательно, такие ошибки в оценке не дают положительных результатов для бизнеса, организации, также и могут явиться причиной демотивации, привести конфликтам, к плохой атмосфере в коллективе, к занижению самооценки, поэтому, чтобы оценка была достоверной, требуется создать модель компетенций, чтобы была экспертность проверяющих, соблюдение процедуры оценки и подачи обратной связи по ее итогам.
Наиболее частыми ошибками являются: во-первых, теоретические ошибки. Сюда входят пробелы в знаниях и теоретической подготовке проверяющих, ошибки в гипотезах и предположениях, неподходящие инструменты оценки, неточности в кейсах и ролевых симуляциях; во-вторых, ошибки измерения. Представляют неточности в наблюдениях и их установление, неверная матрица сведения результатов, спешка в подведении итогов; в-третьих, технические ошибки. Происходят из-за неисправности специализированных программ для проведения тестирования; в-четвертых, ошибки, на которые влияет «человеческий фактор». Сюда входит характер проверяющего, отношение проверяющего к респонденту, организаторские ошибки.
Чтобы исключить такие постоянно встречающиеся ошибки, предлагаем пути решения. Для того чтобы увеличить качество оценки требуется:
1. Применять правильные методики при оценки профессиональной пригодности.