Фрагмент для ознакомления
2
1 Объект и предмет исследования
Объект исследования - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько способов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и объект исследования соотносятся как целое и часть, общее и частное. В этом определении отношений между ними объект - это то, что находится в пределах границ объекта. Это предмет, который определяет предмет исследования [4].
Таким образом, предметом исследования являются характеристики, свойства или стороны объекта, имеющие значение с теоретической или практической точки зрения. Объект всегда шире своего объекта. Если объектом является сфера деятельности, то объектом является процесс, подлежащий исследованию в рамках объекта квалификационной работы.
В качестве объекта психологического исследования могут быть взяты: индивидуальные психические свойства, состояния, процессы, функции, поведение, деятельность и общение, пространственные, временные и интенсивные характеристики отдельных явлений, взаимосвязи между ними, отношения между психическими и физиологическими явлениями и т. д [4].
Если объектом исследования являются психические процессы, то объектом могут стать структура, отношения и механизмы. Если объектом исследования являются психические состояния, то предметом будут их проявления, причины, механизмы возникновения и последствия. Если психические свойства являются предметом изучения, то предметом изучения могут быть индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами. Таким образом, понятия субъекта и объекта социально-психологического и психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной взаимосвязи.
Предмет во введении к квалификационной работе указывается после определения предмета [5].
Например:
1) Предметом исследования являются конфликты в образовательных учреждениях. Предметом исследования являются конфликты среди учащихся средних школ в общеобразовательных учреждениях.
2) Цель исследования - выявить агрессивность учащихся. Предметом исследования является взаимосвязь между агрессивностью и самооценкой старшеклассников.
Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает определение объекта испытуемыми, а объекта - тем, что они изучали.
Например:
1) Объектом исследования являются дети в возрасте от 12 лет. Предметом исследования являются особенности поведения детей в возрасте 12 лет.
2) Объект исследования: 74 здоровых ребенка в возрасте от 5 до 10 лет и 124 ребенка того же возраста с диагнозами: аутизм в раннем детстве, синдром Аспергера, аутистические особенности.
Предмет исследования: особенности развития высших психических функций (после проведения нейропсихологических проб) у здоровых детей и детей с аутистическими расстройствами.
Рисунок 1 – Объект и предмет исследования
2 Цели и задачи исследования
Конкретное описание решения проблемы представляет собой формулировку основной цели квалификационной работы. Цель - это представление о результате, о том, чего необходимо достичь в процессе работы. В качестве цели исследования необходимо сформулировать научный результат, который должен быть получен в конце исследования, в наиболее обобщенной сжатой форме. Цель исследования должна быть сформулирована таким образом, чтобы был понятен вклад, который исследователь вносит в преодоление сформулированного в настоящее время противоречия и проблемы, которую оно порождает [6].
В соответствии с основной целью следует выделить несколько задач, которые необходимо решить для выполнения основного исследования. Формулировка исследовательских задач полезна еще и тем, что каждая из целевых задач может составлять отдельный раздел квалификационной работы. Это либо решение подзадач, вытекающих из общей проблемы, либо задача анализа, обобщения, выявления, обоснования, разработки, оценки отдельных аспектов общей проблемы, решение которых приводит к решению самой проблемы [7].
Задачи могут быть набраны словами:
- выявить;
- открыть;
- изучать;
- разработать;
- исследовать;
- анализировать;
- систематизировать;
- уточнение и т. д.
Рекомендуется придерживаться однообразия при формулировании заданий: либо все в форме инфинитива совершенной формы, либо в форме именительного падежа имени существительного (проверка, анализ, раскрытие и т. д.). Количество заданий должно составлять 4-5 [8].
Задачи обязательно должны быть структурно раскрыты в содержании, отражены в выводах, выводах и рекомендациях.
Пример формулирования целей и задач исследования:
Целью исследования является проведение теоретико-методологического и эмпирического анализа проблемы возникновения девиантного поведения у старшеклассников.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, решение которых и является содержанием данной работы [9]:
1. Охарактеризовать понятие «девиантное поведение», изучить историю и современное состояние проблемы девиантного поведения; описать его структуру и механизм возникновения.
2. Изучите и выберите методы и методологии для изучения девиантного поведения учащихся старших классов.
3. Провести эмпирический анализ девиантного поведения старшеклассников.
4. Определите факторы, которые влияют на девиантное поведение старшеклассников.
5. Рассмотреть особенности оказания психологической помощи старшеклассникам с девиантным поведением, разработать программу социально-психологического тренинга.
Исследовательская гипотеза — это логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или характере связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономерностях динамики явления и т. д. Гипотеза исследования - это предположение, основанное на логике, о наличии, отсутствии или характере связи между изучаемыми явлениями [9].
Чтобы построить научную гипотезу, которая может быть проверена эмпирически, следует помнить, что гипотеза [9]:
- не должна содержать концепций, которые не могут быть конкретизированы эмпирически;
- не должна содержать оценочных суждений;
- не должна включать слишком много ограничений и предположений;
- должна поддаваться проверке.
Предположение (гипотеза) может быть выражено следующими предложениями [9]:
- "это основано на предположении, что ...»
- "это возможно, если...»
- "... будет осуществляться более эффективно, когда это возможно (при условии) .......".
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Байбородова Л. В., Чернявская А.П. Методология и методы научных исследований. Учебное пособие. - М.: Юрате. 2018. 222 с.
2. Беляев А.П., Ивкин Д. Ю. Естественнонаучные методы судебно-экспертного исследования. Учебник. - М.: ГАОТАР-Медиа. 2019. 400 с.
3. Варфоломеева З. С. Технология научных исследований в области физической культуры и спорта. - М.: Юрате. 2020. 106 с.
4. Вонсовский С.В. - современная естественнонаучная картина мира. - М.: Регулярная и хаотическая динамика, Институт компьютерных исследований. , 2006. 680 с.
5. Губа В.П., Воронов Ю.С., Карпов В.Ю. Методы научного исследования туризма. Учебное пособие. - М.: Физическая культура. , 2010. 176 с.
6. Дресзинский В.А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юридический факультет. 2019. 274 с.
7. Дрешинский В.А. Основы научных исследований. Учебник для СПО. - М.: Юрате. 2019. 274 с.
8. Руководство по написанию научно-исследовательских проектов на английском языке (для социальных дисциплин). - М.: Редакционная статья URSS. 2018. 224 стр.
9. Коваленко Н. А. Научные исследования и решение технических проблем в области автомобильного транспорта. - М: Инфра-М, Новые знания. 2016. 272 с.
10. Комарова З. И. Методология, метод, методология и технология научного исследования в лингвистике. - М.: Кремень, Наука. , 2013. 832 с.
11. Комлацкий В.И., Логинов С.В., Комлацкий Г.В. Планирование и организация научных исследований. Учебник. - М.: Феникс. 2014. 208 с.
12. Пантелеев Е.Р. Методы научных исследований в программной инженерии. Учебное пособие. - М.: Лань. 2018. 136 с.
13. Основы научных исследований и испытаний тепловых двигателей. Учебник. - М.: ТрансЛит. 2014. 432 с.
14. Розанова Н. М. Основы научных исследований. Учебное и практическое пособие. - М.: КноРус. 2020. 328 с.
15. Канифоль Вадим. Культурологические исследования. - М.: Издательство OmniScriptum, 2011. 384 с.
16. Рыжков И. Б. Основы научных исследований и изобретений. - М.: Лань. 2012. 224 с.
17.Татарова Г. Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. - М.: Высшее образование и наука. 2015. 236 с.
18. Фриман Эдуард Методы изучения истории. - М.: Либроком. 2015. 200 с.
19. Цыпин Г. М. Работа над диссертацией. Навигатор по "колее" научных исследований. - М.: Юрайн. 2019. 36 с.