Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
Ниже приведены примеры социальных отношений, возникающих в социальной работе. Анализируя каждый из приведенных случаев, определите какая ценность (или какие ценности) являются главными для конкретной ситуации, и что угрожает их соблюдению.
Затем сформулируйте решение: каковы должны быть реакция, слова, действия социального работника.
УТВЕРЖДЕНИЯ КЛИЕНТА
1. Член группы (на первом занятии групповой терапии). Перед тем как я действительно откроюсь и расскажу о себе, я должен быть уверен, что то, что я скажу никто не разболтает другим людям. [Поворачиваясь к социальному работнику]. Каковы гарантии того, что этого не произойдет?
ОТВЕТ
Ценность: конфиденциальность.
Угрозы: возможность утечки личной информации, нарушение доверия клиента к социальному работнику и группе.
Решение: социальный работник должен объяснить клиенту о принципе конфиденциальности и том, что он/она будет придерживаться этого принципа в соответствии с профессиональным этическим кодексом. Он/она должен также уточнить вопрос о конфиденциальности в рамках групповой терапии. Социальный работник может предоставить гарантию, что личная информация, раскрытая в групповой терапии, не будет раскрыта другим участникам группы.
2. Сельская женщина, мать троих детей [проживает в ветхом, но ухоженном доме, ее дети одеты в поношенную одежду, но выглядят здоровыми]. Вы городские люди, кажется не понимаете, что вовсе ни к чему иметь шикарный дом и груды роскошных вещей, чтобы хорошо жить и растить здоровых детей.
ОТВЕТ
3. Подросток делинквент в коррекционном заведении [после того как социальный работник представляется]. Так вы хотите помочь мне, а? Я скажу как вы можете мне помочь. Вы меня можете вытащить из этого чертового места вот как!
ОТВЕТ
4. Женщина [первая встреча – интервью в центре семейного консультирования]. Перед тем как я расскажу о моих проблемах в браке мне необходимо сказать вам, что я адвентист седьмого дня. Вам что-нибудь известно о моей церкви? Я спрашиваю, потому что многие из возникших брачных проблем связаны с моей религией.
ОТВЕТ
5. Клиент [после того, как встреча интервью заканчивается и обсуждается время следующей встречи]. О простите, впишите меня в ваше расписание, когда вам будет удобно. Просто сообщите мне, когда мне прийти, и я как-нибудь доберусь сюда.
ОТВЕТ
6. Женщина [6 встреча]. Может быть это звучит глупо, но мне кажется, я вас совсем не интересую как человек. У меня такое чувство, что я для вас просто кто-то, кого можно проанализировать.
ОТВЕТ
7. Девочка-подросток, в коррекционном учреждении для делинквентов [замечена в момент передачи наркотика]. Пожалуйста, не сообщайте об этом, Валентина Ивановна. Последнее время я хорошо себя вела и поняла свой урок. Вам не надо беспокоится обо мне. Я не стану больше иметь дел с наркотиками.
ОТВЕТ
8. Женщина 39 лет [1-я встреча-интервью, самая первая реплика клиента]. Сегодня я очень агрессивна. Если вы не уверены, что способны преодолеть враждебность, может быть мне следует уйти.
ОТВЕТ
Задание 2.
Опишите предложенные наиболее часто возникающие этические дилеммы в социальной работе:
- конфиденциальность и интересы общества;
- необходимость говорить правду и интересы клиента;
- петернализм и самоопределение;
- обязательство придерживаться законов и защита клиента;
- коллегиальность и «доносительство»;
- принцип равенства и неравное распределение ограниченных ресурсов;
- личные и профессиональные ценности.
Задание 3.
Для каждой предложенной ситуации разработайте правила поведения социального работника:
- знакомство с клиентом;
- повторная встреча с клиентом;
- консультирование;
- повседневное общение (в стационаре);
- общение с окружением клиента;
- общение с представителями помогающих профессий.
ОТВЕТ