Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте» одно из самых читаемых изданий по управлению производством в Японии.
Канбан – что это такое? Насколько интересные сведения содержит карта канбан, и какую функцию метод выполняет в производстве? В статье мы подробно поясним правила эффективного применения канбан, а также дадим яркую характеристику схеме использования соответствующих карт на конкретном примере.
В основу книги легли учебные материалы, подготовленные специалистами Toyota к семинарам по производственной системе Toyota, которые проходили в середине 1970-х годов. С тех пор прошло немало времени, но книга, неоднократно переиздававшаяся, в том числе и на английском языке, до сих пор служит кратким руководством по снижению затрат на производстве во всем мире. Системы «канбан» и «точно вовремя» — два метода управления производством и запасами, используемые в рамках производственной системы Toyota, — помогают найти лучшие способы повышения производительности процесса и качества продукции. Книга предназначена для руководителей, стремящихся сократить потери на производстве и усовершенствовать производственную систему своей компании. Она представляет интерес для менеджеров всех уровней и будет интересна студентам, чья специальность лежит в области производства и сферы услуг.
В наше время эта система известна по всему миру и является настольной книгой руководителей различного уровня.
Суть системы Канбан
Повышение интенсивности труда
Сегодня можно наблюдать яркую тенденцию к увеличению затрат на хранение запасов, что является основной причиной формирования комплексов «мгновенного» управления ими, куда относится и система канбан. В переводе с японского "канбан" означает "бирка", "значок". Данный термин служит методом информирования, посредством которого дается разрешение или же указание на производство или исключение (передачу) продукта в вытягивающей системе
Представленный вариант донесения информации позволяет в полной мере управлять бережливыми производственными линиями посредством применения информационных карточек для передачи определенного заказа на изготовление с последующей ступени на предыдущую. Разработчиком столь продуктивной системы является Toyota Motors, поясняющая представленную идею как одну из первых попыток практического внедрения метода «точно в срок». По системе канбан производство осуществляется в соответствии со следующим правилом: подразделения предприятия снабжаются ресурсами в конкретном количестве и к четко определенному сроку, необходимому для выполнения заказа.
Как правило, у людей сокращение трудозатрат ассоциируется с повышением интенсивности труда рабочих. Вот что в Toyota думают об интенсивности труда и о попытках заставить рабочих трудиться напряженнее.
Рабочих заставляют работать в напряженном режиме, когда нагрузка возрастает без какого-либо совершенствования самого рабочего процесса. Например, участок, производивший каждый час десять деталей, получает указание изготавливать пятнадцать, при этом и организация производства, и оборудование остались прежними. Если прибегнуть к метафоре, то это все равно что набить шишку на голове (или на круге, как это показано на рис. 1).
Рис. 1. Повышение интенсивности труда
И напротив, рационализация путем снижения трудозатрат превращает напрасное движение (угоки) в работу (хатараки) путем совершенствования процессов.
Упущение (тенуки) возникает, если кто-то не делает того, что должен. Например, какой-то предмет нужно крепко зафиксировать пятью болтами, но рабочий по небрежности крепит только четыре болта или же все пять, но слабо. Это и есть упущение.
Снижение трудозатрат в Toyota имеет своей целью сокращение общих трудозатрат путем устранения ненужных движений и превращения их в работу. Все мы имеем некоторое представление о том, из чего складывается наша работа. Мы в Toyota стремимся исключить из своей работы те действия, которые не приносят прибыли и не способствуют улучшению процесса. Это стремление направить энергию людей в русло эффективной и полезной работы. Так выражается наше уважение к человеку.
Сотрудники тратят на компанию свое бесценное время и отдают ей свои силы. Если не дать им возможности приносить компании пользу своим производительным трудом, то работа будет им не в радость. Лишить их этой возможности может только компания, которая не уважает своих сотрудников. Люди способны сохранить самоуважение, только если знают, что занимаются чем-то стоящим.
Было время, когда за попытками снизить трудозатраты видели только желание повысить интенсивность труда и неуважение к человеческой личности. Частично это объяснялось недопониманием, а частично – использованием неверных методов реализации этой идеи.
Учитывая вышесказанное, мы можем определить интенсивность труда следующим образом:
Работа/Движение = Интенсивность труда.
Знаменатель – это движения вообще, а числитель – работа с участием человека. Повысить интенсивность труда или коэффициент его полезности означает уменьшить знаменатель (устраняя потери) без увеличения числителя. В идеале интенсивность труда должна составлять 100 %:
Работа/Движение = 100 %.
В 1971 г. девизом Toyota Motors было: «Устраним потери, чтобы повысить КПД», что означало постановку перед компанией задачи уменьшить знаменатель этой дроби.
Основополагающие элементы метода
Важнейшими компонентами системы канбан являются следующие:
Информационный комплекс, который содержит в своей структуре не только карточки, но и графики производственного, транспортного или снабженческого характера, а также карты технологической направленности.
Комплекс, имеющий прямое отношение к контролю над потребностями и ротацией кадров в профессиональном плане. Комплекс, позволяющий