Фрагмент для ознакомления
1
Ответы на вопросы:
1.Что означает принцип федерализма? Сколько в РФ субъектов федерации
2. Может ли субъект РФ выйти из состава РФ
3.Приведите примеры народного обсуждения проектов нормативных правовых актов из истории российского государства.
4. Что понимают под суверенитетом государства? Какие еще виды суверенитета вам известны?
5. Что понимают под системой «сдержек и противовесов» в принципе разделения властей? Приведите примеры, опираясь на нормы Конституции РФ.
6. Что такое светский характер государства? Каким образом осуществляется
7. Чем отличаются принципы идеологического многообразия и политического плюрализма друг от друга? Сколько в РФ на сегодняшний день политических партий. Приведите 3 наиболее многочисленные и малочисленные партии
8. Перечислите обязанности граждан по Конституции РФ
Задания:
1.Выбрать государственный орган (например Министерство финансов Кировской области. Министерство здравоохранения Кировской области и жр)
Определить нормативно-правовую базу, на основании которой госорган осуществляет свою деятельность
Определить место госоргана в общей системе (какие организации / учреждения находятся в его ведении, и кому подведомственен он, по каким вопросам)
Определить цель и задачи выбранного органа
Определить основные направления деятельности, проиллюстрировать на конкретных примерах (т.е. ответить на вопрос: зачем он нужен, для чего создан?)
Определить контактную информацию: адрес, сайт, режим работы
2.Общественный помощник депутата областной думы Селиванов обратился в суд для признания его состоящим на государственной службе. Он требовал выплаты ему денежного содержания за время исполнения данных обязанностей на протяжении полугода. В ходе разбирательства выяснилось, что он является сотрудником частного охранного агентства, часто выезжает в командировки и свои обязанности в качестве помощника депутата исполняет нерегулярно. На этом основании суд отказал в его просьбе. Кто в данной ситуации прав?
3.Для каких целей, по вашему мнению, законодательство РФ устанавливает требования о предоставлении государственным и муниципальным служащим сведений об их доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве личной собственности
4.Почтальон Петров обратился в отдел кадров Свердловского главпочтамта с просьбой выдать ему справку о том, что он состоит на государственной службе, для уменьшения оплаты услуг детского сада. Начальник отдела кадров сказал, что он не вправе выдавать такую справку, так как Петров не является государственным служащим и его должность не является государственной должностью. В полном недоумении Петров обратился за консультацией к адвокату. Дайте ему квалифицированный ответ
5.Гражданин Николаев по итогам аттестации был признан не соответствующим занимаемой должности ведущего специалиста отдела по делам молодежи, о чем было записано в решении аттестационной комиссии.
Какие действия должен предпринять глава администрации Советского района г. Улан-Удэ и в какой срок?
Фрагмент для ознакомления
2
1. Что означает принцип федерализма? Сколько в РФ субъектов федерации
В содержании принципа федерализма Конституция РФ выделяет следующие основные элементы (ч. 3 ст. 5):
1) единство системы государственной власти. Согласно п. "г" ст. 71 и ч. 1 ст. 77 Конституции к ведению Российской Федерации отнесено установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти и общих принципов организации органов государственной власти субъектов РФ
2) разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и муниципальными органами[1].
Федеративные основы российской государственности призваны обеспечивать равноправие всех субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции РФ). Однако реализация принципа равноправия сопряжена с объективными трудностями. Различия в статусе субъектов РФ подтверждаются: а) дифференциацией их социального и экономического развития; б) численностью населения; в) различиями сырьевых и продовольственных ресурсов.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Каждый субъект Федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти.
2.Может ли субъект РФ выйти из состава РФ
Нет. В этом и есть ирония ситуации с Крымом. В рамках Украины наша власть считала возможным его отделение в рамках права самоопределения (не смотря на то, что Украинский закон предполагает возможность отделения территорий на основании ВСЕНАРОДНОГО референдума ВСЕЙ страны). А вот после принятия Республики Крым в состав РФ им теперь запрещено даже задумываться о отделении, как либо призывать или дискутировать об этом.
3.Приведите примеры народного обсуждения проектов нормативных правовых актов из истории российского государства.
Имеют место публикации проектов важных документов — федеральных законов и федеральных программ в той или иной области. Например, в ходе подготовки проекта Конституции РФ в 1990—1993 гг. неоднократно помещались в газетах и издавались отдельными брошюрами как официальные, так и иные проекты.
Однако до последнего времени можно было говорить о недооценке роли всенародных (народных) обсуждений как института непосредственной демократии. Да и сам этот институт не отличается совершенством.
Во-первых, нет однозначного отношения к предмету обсуждений. В то время, когда они закреплялись на конституционном уровне, речь шла о всенародном, народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни. Вопросы общественной жизни не предполагались в качестве предмета таких обсуждений. В реальности же предметом обсуждения мог стать вопрос общественной (политической) жизни или вопрос формально государственной жизни, но с очень большим значением для жизни общества.
Во-вторых, не идеален механизм обсуждений. Более того, можно говорить об отсутствии такого механизма. И дело даже не в том, что слова «наиболее важные вопросы» полностью отдают данный институт на усмотрение соответствующих органов власти — в конце концов, нет смысла организовывать обсуждения по любому поводу. Однако в целом конституционно-правовое регулирование сводится к опубликованию соответствующего проекта, обсуждению его отдельными гражданами, их группами (коллективами) и объединениями, которые направляют свои предложения в компетентный орган, его комиссию, нижестоящие органы, в СМИ, а последние, в свою очередь, переправляют поступившие предложения по назначению.
Как правило, в нормах соответствующих законов нет четких правил относительно последствий обсуждения. Направив свои обращения, участники обсуждения не получают конструктивных ответов из органов, организовавших всенародные (народные) обсуждения. Нередко их даже не уведомляют о получении письма. В итоге у граждан складывается ощущение того, что обсуждение — это лишь внешняя видимость демократии, а собственно их мнение ничего не значит.
Это не должно вести к отказу от всенародных (народных) обсуждений. В принципе современные технические средства позволяют усовершенствовать этот процесс.
Кроме того, институт народных обсуждений предусматривает помимо масштабных мероприятий также и специализированные акции, прежде всего обсуждение законопроектов специалистами, научной общественностью. Как правило, соответствующие комитеты Государственной Думы направляют законопроекты в юридические научные и учебные учреждения, а также в отраслевые институты и органы, по профилю которых идет законопроект. Соответствующие заключения, предложения, замечания, поправки рассматриваются в рабочих группах комитетов Думы и учитываются в тексте акта.
Рассматривая данный институт и констатируя, что Государственная Дума пока не назначала всенародных обсуждений законопроектов, рассмотренных о поддержанных ею в первом чтении, одновременно отметим позитивную роль Указа Президента РФ от 9 февраля 2011 г. «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».
В целях совершенствования законотворческой деятельности и обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов Указом установлено, что:
а) проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, по решению Президента РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение;