Фрагмент для ознакомления
2
. Целевая группа: дети, воспитатели и родители старшей группы.
5 Срок реализации проекта: сентябрь 2022 – май 2023 года.
6. База реализации проекта: МОУ «Детский сад №48 Центрального района Волгограда»
7. Ресурсы:
В детском саду имеется кабинет логопеда. Общая площадь логопедического кабинета 12, 5 м. смешанное (естественное и искусственное)
Кабинет разделен на зоны:
- Зона дыхания и моторики: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания и мелкой моторики.
- Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, профили звуков, картотека артикуляционных упражнений, инструментарий для постановки звуков.
- Зона лексики и грамматики: игры и пособия по развитию лексикограмматического строя речи.
- Зона связной речи: игры и пособия, театры (бибабо, пальчиковый, настольный), фланелеграф, игрушки, игры, маски.
- Учебная зона: детские столы, стулья для индивидуальной и групповой работы с детьми.
- Методическая зона: планы, конспекты, библиотека методической литературы и т.д.
В старшей группе развивающая предметно-пространственная среда также направлена на формирование правильного звукопроизношения и развитие связной речи детей.
В групповой комнате есть уголок книги, материалы, которого постоянно обновляются, имеются дидактические игры, театральный уголок, в котором представлены следующие виды театров: пальчиковый, бибабо, настольный. Для развития мелкой моторики в группе имеются уголок изобразительной деятельности, где дети могут рисовать, лепить, раскрашивать и т.п.
8. Планируемые результаты. В результате проекта будет разработано перспективное планирование работы по развитию речи детей в сотрудничестве логопеда и воспитателей группы. Будет создана картотека игр и упражнений по развитию речи детей, разработана консультация для воспитателей по формам сотрудничества с логопедом. В группе появится новый пальчиковый театр «Репка», рисунки-лабиринты для развития мелкой моторики. Дети под руководством воспитателя подготовят и покажут для родителей спектакль «Теремок». Речь детей значительно улучшится. Повысится удовлетворенность родителей качеством работы в ДОУ над речевым развитием детей.
9. Теоретическое обоснование проекта.
Формирование фонематического слуха и правильность произношения являются ключевыми моментами в развитии звуковой стороны речи. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Как правильно ребенок слышит звуки, так он их и говорит. Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Г.Е. Чиркина, А.В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
У детей дошкольного возраста складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Исправить недостатки речевого развития следует именно в дошкольном возрасте Н. Виноградова, Н. Година, Л. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями и воспитателями, другими специалистами со стороны учителя-логопеда.
Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.
В конечном итоге речь развивается быстрыми темпами, и к пяти годам, согласно норме, дети способны правильно произносить все звуки родного языка, имеют значительный словарный запас, овладели основами грамматических структур, имеют связную речь в раннем возрасте (диалоги и монологи) и могут свободно вступать в контакт с окружающими людьми. В дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться зачаточное представление о явлениях родного языка. Они начинают понимать звуковую структуру слов, синонимы и антонимы, структуру предложений и т.д. Они также понимают закономерности, по которым строятся длинные предложения (монологи), и пытаются усвоить правила ведения диалога. Формирование зачаточного представления о языковых и речевых явлениях закладывает основы для развития спонтанной речи детей и успешного овладения чтением и письмом (чтение и письмо). Если этого не сделать вовремя, дети неизбежно будут испытывать трудности в школе.
Нугумнова, Е.М. , проанализировав возможности взаимодействия логопеда и воспитателей, отмечала, что от качества совместной работы логопеда и воспитателей зависит успех речевого развития каждого дошкольника в группе — а это повлияет и на подготовку ребенка к школе, и на обучение в начальных классах. У логопеда есть глубокие знания о коррекции речевых нарушений, ему известны рабочие, проверенные методики и приемы. Воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день.
Главные направления в совместной работе:
- Своевременная диагностика. Важно вовремя выявлять нарушения речи, особенности мышления, памяти, внимания, воображения у детей.
- Индивидуальная работа. Логопед и воспитатель вместе планируют работу с каждым ребенком.
- Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
- Развитие познавательной активности дошкольников.
- Гибкость в педагогической работе. Возможности детей постепенно растут, в том числе благодаря коррекции нарушений — а значит, нужно вовремя менять формы работы с ними, варианты педагогического воздействия.
Цели совместной работы воспитателя и логопеда:
- Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
- Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
- Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
- Расширить словарный запас дошкольников.
- Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
- Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
- Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.
Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя формируется личностный подход к каждому дошкольнику в группе: специалисты учитывают возможности, особенности личности ребенка, проектируют для него ситуации успеха, подбирают оптимальную сложность заданий и нагрузку.
Часть работы логопед и воспитатель делают вместе:
- Подбирают речевой материал при подготовке к утренникам, праздникам и другим мероприятиям.
- Разрабатывают список рекомендаций для родителей или законных представителей.
- Обсуждают, каких результатов удалось добиться, решают, как дальше вести работу с детьми.
Часть задач берет на себя логопед:
- Проводит открытые занятия для педагогов ДОО: учит их использовать речевой материал, объясняет, какие требования предъявляются к речи дошкольников разного возраста, обучает логопедическим приемам, упражнениям и пр.
- Уделяет максимум внимания коррекции звукопроизношения у детей.
- Составляет рекомендации для воспитателей, предлагает им комплексы упражнений, стихи, загадки и пр. для занятий с детьми. При этом логопед учитывает, какие темы занятий запланировал воспитатель.
- Рассказывает воспитателю о результатах коррекционной работы с каждым ребенком.
И еще часть работы выполняет воспитатель:
- Работает над расширением словарного запаса детей, развитием грамматического строя и связной речи в течение дня. Помогает дошкольникам закрепить освоенные речевые навыки.
- Следит за речью детей вне логопедических занятий, рассказывает логопеду о результатах наблюдений.
- Выполняет задания логопеда (о них мы расскажем чуть позже).
Рекомендуется оформлять тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя — в ней указывают логопедические приемы, упражнения и пр. С ее помощью гораздо легче планировать коррекционную работу.
Каждую неделю логопед готовит список заданий для воспитателя, в который входят:
- Рекомендации по подбору материала для занятий.
- Подготовка и проведение индивидуальных занятий по темам, которые ребенку трудно освоить. Обычно логопеды рекомендуют каждый день работать индивидуально с 2-3 детьми и следить за тем, чтобы в течение недели каждый ребенок побывал на персональных занятиях с воспитателем хотя бы раз.
- Проведение игр (подвижных, на формирование связной речи и пр. ), артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Воспитатель должен включить их в режим дня: например, организовать подвижную игру во время прогулки.
- Проведение логопедических пятиминуток. Их цель — развитие связной речи, формирование грамматического строя и правильного звукопроизношения, расширение словарного запаса. Рекомендуется проводить как минимум 2-3 пятиминутки в неделю. Логопед может посоветовать их проведение на конкретных занятиях, а также предоставить необходимые пособия и материалы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. – СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
3. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 154 c.
4. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2018. - 256 c.
5. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2021. - 119 c.
6. Нугумнова, Е.М. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы) /Е.М. Нугумнова //1 сентября [Электронный ресурс]: https://urok.1sept.ru/articles/649994 (режим доступа 20.09.2022.)
7. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.