Фрагмент для ознакомления
2
1. Образовательная функция обучения
По мнению В.В. Краевского образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения обусловлены необходимостью системной реализации компонентов содержания образования и направленностью педагогического процесса на творческое саморазвитие личности ученика. При чем, как считает ученый, образовательную функцию следует связывать с увеличением количества знаний, развивающую функцию следует связывать со структурным усложнением знаний ученика, а воспитывающую функцию с формированием отношений [3, стр. 115].
Рассмотрим подробнее образовательную функцию обучения, основной смысл которой содержится в передаче учащимся системы научных знаний, умений, навыков (ЗУН).
Научное знание может состоять из определенных элементов [3, стр. 117]:
1) факт;
2) понятие;
3) закон;
4) закономерность;
5) теория;
6) общая мировоззренческая картина.
Согласно образовательной функции перечисленные элементы научного знания должны стать достоянием личности, стать ее опытом. Если образовательная функция будет реализована полностью, то она обеспечит полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Полная реализация образовательной функции возможна, если будет определенным образом организован обучающий процесс. Нюанс организации процесса обучения состоит в том, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего некоторую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей.
К нюансам организации процесса обучения относится и то, что знания, передаваемые ученику, должны быть им упорядочены. С каждым годом обучения они должны приобретать все большую стройность и логическую соподчиненность - новое знание должно вытекать из ранее усвоенного и пролагать путь к усвоению следующего.
Перечислим конечные результаты реализации образовательной функции [3, стр. 120]:
1) действенность знаний, выраженная в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать полученные знания для усвоения новых;
2) сформированность основных предметных и метапредметных умений и навыков.
Философу П.В. Копнину принадлежат слова: «Знание – это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом». Подобное значение понятия «знание» согласуется с учебным познанием. Его результат аналогичен – овладение школьниками изучаемыми предметами в теории. При этом процесс овладения имеет специфику и выражен не в открытии новых теоретических идей, а в познании уже добытых научных знаний, сохранении в памяти, умении воспроизвести и применить на практике - сделать индивидуальным достоянием каждого ученика. Именно поэтому знание в рамках педагогики может быть определено как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные научные факты и вытекающие из них теоретические обобщения [2, стр. 38].
Знать материал – это значит уметь [2, стр. 40]:
1) воспроизводить его со смыслом и в полном объеме;
2) воспроизвести его сокращенный вариант;
3) определять в нем основные положения;
4) разъяснять суть новых правил, выводов и иных теоретических обобщений;
5) доказать и обосновать верность усвоенных теоретических положений;
6) давать ответы па прямые и косвенные вопросы по пройденному материалу;
7) разбивать материал на фрагменты по смыслу и составлять его план устно и письменно;
8) обогащать усвоенную теорию собственными примерами из жизни;
9) в письменном виде давать ответы на вопросы по изученному материалу;
10) практически применять полученные знания;
11) проводить связи между уже изученным материалом и новым;
12) производить перенос усвоенных знаний на объяснение иных явлений и фактов;
13) выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним собственное отношение.
Умения и навыки тесно связаны со знаниями. Умением называют владение способами применения усвоенного знания на практике. К примеру, умение решать задачи по физике связывается с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сравнение этого условия с имеющимися знаниями, мысленный поиск способа решения задачи на основе применения тех или иных элементов усвоенных знаний, эмпирические действия по решению задачи, проверка правильности полученного результата. В данном случае навык является составным элементом умения, автоматизированным действием, доведенным до высшей степени совершенства. Например, беглое чтение школьника можно рассматривать как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью. Основу автоматизированного действия составляет система прочных связей. Умения начинают образовываться с выполнением упражнений, варьирующих условия учебной деятельности и предусматривающих ее постепенное усложнение. Выработка навыка может происходить только при условии многократного упражнения [2, стр. 42].
Таким образом, можем заключить, что осуществление образовательной функции связывается с формированием элементарных ЗУН у учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Педагогика. - 2015. - 500 с.
2) Копнин Я.В. Диалектика, логика, наука. - М.: Наука. - 1973. – 194 с.
3) Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. - 2001. - 244 с.
4) Макаренко А.С. Моя система воспитания. – М.: АСТ. – 2016. – 305 с.
5) Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. – М. – 2009. – 349 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B.%D0%98.%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.PDF
6) Посашкова Е.В. Система общего развития школьников Л.В. Занкова. – 2009. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/120.html
7) Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2002. - 576 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-183.shtml#book_page_top
8) Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа. - 1990. – 151 с.