Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Римская юриспруденция зарождалась исключительно как наука практической направленности. Еще со времен античности четко различали «пруденцию» (prudentia) - науку о житейском опыте, который использовался для решения проблем, и «философию» (sofia) - науку об абстрактных истинах. Поскольку слово jus обозначало справедливость, под юриспруденцией (juris-prudentia) понимали не только науку о праве, но и процесс поиска справедливости в судебном споре. Кроме того, римские правоведы неоднократно подчеркивали творческий характер юриспруденции, утверждая, что «право есть искусство добра и справедливости» (Jus est ars boni et aequi). Таким образом, юриспруденция должна рассматриваться нами в трех ипостасях: как наука о праве (т. е. совокупность систематизированных юридических знаний), как искусство (умение выступать в суде, ораторское искусство) и как ремесло (умение составлять юридические документы и давать консультации). Соответственно и юридическая методология (при всем уважении к академическим изысканиям) изначально имела практико-ориентированный характер.
Юридические знания использовались римскими юристами в трех основных сферах: 1) комментирование действующего права, 2) решение казусов (конкретных споров), 3) преподавание юриспруденции. Для достижения указанных целей римские правоведы должны были постоянно систематизировать знания о праве, совершенствовать методы его изучения (методологию права) и методику преподавания права (юридическую дидактику).
В целом необходимо подчеркнуть, что римская юриспруденция - это не только цивилистика, застывшая в истории веков, но и живая методология права, а также юридическая дидактика, которая при умелом использовании даст плоды и в наше время.
1.Обзор методов, применявшихся в римском праве\
В процессе изучения и преподавания права римские юристы написали большое количество трактатов, многие из которых не потеряли научного значения и в наше время. Принята следующая классификация правовых сочинений:
1. Труды по казуистике, которые включали в себя:
устные и письменные ответы юристов на запросы частных лиц или судей;
правила анализа и решения казусов;
гипотетические казусы, сформулированные для научных или дидактических целей;
обсуждения решений казусов, принятых судами или описанных в юридической литературе.
2. Дигесты (digesta) - полное и системное изложение цивильного права.
3. Монографии, посвященные анализу различных правовых институтов (например, брак, дарение, завещание).
4. Комментарии к научным трактатам по цивильному праву, а также к законам, преторским эдиктам и постановлениям сената.
5. Пособия дидактического характера (например, Институции Гая).
6. Книги «Определений», «Разногласий», «Сентенций» и «Мнений», которые использовались для дидактических и практических целей .
Объектом познания римских правоведов была не столько правовая действительность в целом, сколько ее отдельные аспекты, касающиеся преимущественно цивильного права. Философско-правовые и теоретико-правовые трактаты, в которых бы детально и обстоятельно анализировалась природа права, фактически отсутствовали. Основными предметами исследования выступали источники римского права и институты гражданского права.
Методология юридического исследования для того времени была разработана достаточно основательно. Римские правоведы использовали как общенаучные, так и специальные методы познания права.
В качестве общенаучных методов применялись схоластика, диалектика, топика и др.
Решающую роль в формировании схоластического метода сыграло убеждение в возможности и достижимости рационального знания о сущем. Это убеждение средневековая философия унаследовала от античной, важнейшим положением которой был тезис о тождестве бытия и мышления, впервые сформулированный Парменидом. Из него вытекало, что бытие познаваемо, более того, абсолютно прозрачно для мысли; поэтому именно мышление, а не какая-либо другая познавательная способность позволяет человеку соприкоснуться с бытием, «схватить» суть бытия .
Необходимость применения схоластического метода была во многом предопределена предписаниями права того времени. Так, п. 12 Кодификации Юстиниана обязывал правоведов воспринимать ее как священную книгу: «В дальнейшем никто из юристов не должен осмеливаться прилагать к кодексу комментариев и своим многословием запутывать краткость этого кодекса...».
Схоластика строилась на фундаменте грамматики - особое значение имели законы языка, знание отношений между словом, понятием и бытием.
Схоластический метод был направлен на формирование догматического знания. В строгом соответствии с законами аристотелевской логики это знание выводилось из авторитетных юридических текстов путем формулирования сначала универсальных правовых принципов, а затем и отдельных правовых положений. С точки зрения правоприменения схоластический метод представляет собой ортодоксальный анализ правовой нормы, результатом которого должно стать «идеологически правильное» решение юридического спора. Главная практическая задача схоластического метода - безошибочно применить абстрактное догматическое знание к конкретному случаю, не допустив при этом отступления от юридических канонов или какой-либо «юридической ереси».
Использование весьма несовершенного схоластического метода при решении актуальных научно-практических проблем породило множество противоречий как между нормами права, так и между правовыми предписаниями и реальной жизнью. Для их выявления и преодоления применялся диалектический метод .
На противоречивость права и необходимость ее преодоления указывали многие римские правоведы. В частности, Гай, характеризуя источники римского права, писал: «Ответы правоведов - это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим.».
Заслугой римских юристов можно считать создание института господствующей юридической доктрины - communis opinion doctorum (общего мнения ученых), который охватывал и способ преодоления научных разногласий. В 426 г. был принят Закон о цитировании юристов, по которому в источники права включались труды Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина. В случае противоречий между ними мнение Папиниана ставилось выше любого другого .
Можно констатировать, что римские правоведы осознали необходимость изложения и преподавания теоретических основ права, в частности общей части римского гражданского права.
Метод схоластики интересен как предмет исследования, а также как современный способ аутентичного понимания зарубежного права при работе в некоторых иностранных юрисдикциях. В частности, он может быть полезен для изучения не только собственно римского права, но и отечественного права советского периода, французского права времен якобинской диктатуры, а также современного права Вьетнама, Китая и других идеологических и религиозных правовых систем
Институт communis opinion doctorum (господствующей юридической доктрины) имеет существенное значение не только в академической сфере (например, при написании диссертации). Особую роль он приобретает при применении судом одного государства права другого государства (в случае, когда в соответствии с правилами международного частного права содержание иностранного права, подлежащего применению, выявляется путем анализа господствующей правовой доктрины). Напомним, что в силу ст. 1191 Гражданского кодекса РФ при применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в данном иностранном государстве. Аналогичные предписания имеются и во многих других странах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аристотель. Топика. Соч.: в 4 т. М., 1978. Т. 2.
2. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
3. Гарсиа Гарридо М. Х. Римское частное право: казусы, иски, институты. М., 2005. С. 102-106.
4. Гетьман-Павлова И. В. Школа постглоссаторов в науке международного частного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 16-38.
5. Покровский И. А. История римского права. Минск, 2002. С. 180-190.
6. Полдников Д. Ю. Институт договора в правовой науке Западной Европы XI-XVIII веков. М., 2013. С. 82-86.
7. Савельев В. А. Нормотворческая юридическая техника римской классической юриспруденции // URL: http://scicenter.online/yuridicheskaya-tehnika/normotvorcheskaya-yuridicheskaya-tehnika-157170.html.
8. Соболева А. К. Топическая юриспруденция М., 2002.
9. Тарасов А. А., Шарипова А. Р. Риторика для юристов. М., 2017.
10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. Т. 1.
11. Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика, трактаты, речи, письма. М., 1994.
12. Юмашев Ю. М., Филимонов К. В. Европейский союз и международное частное право: истоки европейского частного права (школа глоссаторов) // URL: http://lawjournal.hse.ru/data/2011/01/02/1208216393/pravo_1_2009-1. pdf