Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в нашей стране появилось много работ, посвященных изучению феномена бюрократии.
Прежде всего, они связаны с той ролью, которую играет чиновничество в реформировании страны, как правило, с бюрократическим торможением жизненно важных процессов, с проблемами противостояния номенклатуры и остального населения в ходе передела собственности.
Актуальность данной темы контрольной работы обусловлена тем, что значительный опыт психологического изучения чиновничества (государственных служащих) как профессиональной социальной группы уже накоплен в зарубежной литературе. И представляется, что обзор существующих парадигм в изучении феномена бюрократии был бы небесполезен для углубления отечественных исследований в этой области.
Объектом исследования контрольной работы является бюрократия.
Предметом исследования контрольной работы выступают исторические формы бюрократии.
Целью контрольной работы является изучение становления бюрократии со времен ее возникновения до наших дней, рассмотрение различных подходов преодоления бюрократии и бюрократизма в государстве.
Для достижения цели контрольной работы необходимо рассмотреть некоторые задачи:
- дать определение бюрократии,
- раскрыть основные подходы к бюрократии,
- выделить основные типы бюрократии.
Структура контрольной работы состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка источников.
Исторические формы бюрократии
Проблема бюрократической власти сегодня представляет значительный интерес для исследователей разных областей науки, в том числе политологии. Это связано с растущей дифференциацией общества, требующей дополнительных возможностей государственного регулирования.
Введение понятия «бюрократия» (от фр. bureau –бюро, канцелярия, и греч кratos – власть) обычно приписывается физиократу и экономисту В. де Гурне, который в 1745 году обозначил так исполнительную власть, придав этому термину уничижительное значение. В научный оборот термин вошел благодаря М. Веберу.
Сегодня этим термином обозначают как институционализированную общность людей, функционирующую в рамках специально созданных организаций и соответствующего нормативного порядка, так и саму систему таких организаций.
Бюрократия долгое время находилась на периферии политического знания, в лучшем случае ее рассматривали как посредническое звено между государством и массами, призванное проводить в жизнь линию политически правящего класса и, соответственно, лишенное самостоятельности.
Бюрократия, если ее понимать широко — как институт профессионального управления различными общественными сферами, организациями, учреждениями или предприятиями — существует не одну тысячу лет.
Формирование бюрократии и само ее появление обусловлено двумя взаимосвязанными обстоятельствами — становлением феномена государства и изобретением письма с последующим распространением письменной коммуникации .
К настоящему времени сложились три парадигмы в изучении бюрократии: неоклассическая, марксистская и институционалистская.
С дисциплинарной точки зрения отчетливо различаются социологический и социально-психологический подходы, а также школы научного менеджмента.
Неоклассическая парадигма восходит через Р. Коуза к М. Веберу, в частности к его работе "Хозяйство и общество" (1922), в которой он предложил теорию бюрократической организации как высшего воплощения
капиталистической рациональности.
Центром неоклассического подхода стало положение о рациональном поведении индивидов, стремящихся к максимальной личной выгоде.
Теории этого направления моделируют зависимость эффективности работы от способов контроля за работниками и от уровня оплаты их труда. Исходным для всех этих теорий является принцип асимметрии информации в отношениях руководителя и работника: начальник знает о том, как его подчиненный распределяет свои возможности, чтобы выполнить поставленную задачу, но только самому подчиненному известна мера сил, затраченных на ее выполнение.
Рост иерархических структур объясняется производственной необходимостью, а поведение бюрократии трактуется как максимально рациональное в хозяйственной сфере, как часть технологического процесса. И индивид, и организация рассматриваются в качестве чисто экономических объектов.
Истоки марксистской парадигмы восходят к тому времени, когда К. Маркс впервые обратился к проблеме бюрократии в своей работе "К критике гегелевской философии права" (1844) и принял гегелевскую точку зрения на государственных служащих как на особое сословие.
Но в отличие от Гегеля Маркс видел в бюрократии не универсальное проявление государственного разума, но один из "частных" классов наряду
с буржуазией и рабочими.
Бюрократия, согласно Марксу, есть необходимая форма организации капиталистического производства. Разделение труда и его отчуждение в производственных отношениях неминуемо порождают необходимость в руководящем аппарате и во всевозможных надзирателях.
Марксистская парадигма в изучении бюрократии отличается от остальных подходов своей ориентированностью на макроэкономические стороны проблемы. Наибольшее внимание в этой традиции уделяется не тому, как уменьшить расходы на бюрократический аппарат, а тому, каково
воздействие бюрократии на общество и экономику в целом.
Марксистская оценка бюрократии в отличие от неоклассической всегда
была негативной, но, к сожалению, слишком часто оказывалась идеологически обусловленной. Советский государственный аппарат упорно "не замечал себя". Марксисты, более чем кто бы то ни было ориентированные на изучение отношений бюрократии с другими классами,
прикладными социологическими исследованиями в этой области не занимались.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрианов, В. Бюрократия и государственная служба / В. Андрианов // Маркетинг. 2010. No 5. С. 3-17. ; No 6. С. 12-26.
2. Бабинцев, В. Субкультура бюрократии: приговор модернизации России? / В. Бабинцев // Власть. 2013. No 1. С. 20-25.
3. Гобозов. И. А. Управление и бюрократия / И. А. Гобозов // Философия и общество. 2009. No 4. С. 5-21.
4. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. No 2
5. Макаренко В.П. Бюрократия и сталинизм; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 367 c
6. Оболонский А. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны // Общественные науки и современность. 2005. - No 6. - с.59
7. Оболонский А.В. На службе государевой: к Истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. 1997. No 5.