Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Система государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации отличается высокой долей государственного научного сектора, на который приходится 72,2 % затрат на исследовательские работы, тогда как в развитых странах - 20-30%, отсутствие крупных наукоемких корпораций, слабое развитие малого инновационного бизнеса, фондового рынка, венчурных фондов. Инновационная политика государства проводится исключительно на федеральном уровне и сосредотачивается только на создании инфраструктуры цепи «наука -производство - рынок».
Разработка и реализация инновационной политики России входzт в компетенции органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, однако, при этом субъекты РФ фактически лишаются полномочий, которые позволяли бы им проводить собственную инновационную политику общегосударственного значения.
Необходимо отметить, что в декабре 2016 года утверждена Стратегия научно-технологического развития России. В ней определены цели, принципы, задачи, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в области инновационного развития. В рамках Стратегии предусмотрено поэтапное увеличение затрат на исследования и разработки и доведение их до уровня не менее 2% ВВП. При этом уровень частных инвестиций к 2035 г. должен быть не ниже государственных.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации инновационному развитию уделяется гораздо большее внимание по сравнению с предыдущими годами, но тем не менее предпринимаемых мер недостаточно для решения ряда проблем.
1. Краткая характеристика развиваемых на территории региона инновационных видов деятельности
Вопросы создания инновационно-инвестиционной инфраструктуры в Республике Дагестан являются сегодня особенно актуальными, поэтому роль органов власти заключается прежде всего в создании финансовых механизмов и принятии конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной системы и развитие инновационного предпринимательства. Активизация инновационной деятельности связана с созданием определенных предпосылок: гибкая налоговая политика к организациям инновационного типа, представление на льготных условиях государственного имущества или земли для создания инновационных предприятий.
В целях усиления роли инновационных факторов в экономическом росте в концепции предусматривалась реализация целого комплекса преобразований, реализация которых должна происходить по ряду направлений. Одним из самых важных, на наш взгляд, является создание высококонкурентной инновационной среды.
В настоящее время являются наиболее актуальными вопросы создания инновационно-инвестиционной инфраструктуры в Республике Дагестан и разработка механизма финансирования инновационных проектов. При решении этих вопросов необходимо обратить внимание на четыре момента. Во-первых, важность на сегодняшний день развития инновационной экономики в республике. Во-вторых, рассмотреть имеющийся в республики для этого потенциал. Третий момент - основные проблемы в этой области. И, наконец, развитие инновационной инфраструктуры в республике.
В РД имеется определенный потенциал для развития инновационной экономики. Функционируют свыше двадцати организаций разных форм собственности, проводящих инновационные и научные разработки. В их число входят дагестанские вузы, в частности и Дагестанский государственный технический университет, также ДНЦ РАН, объединяющий 10 научных учреждений, ряд научно-исследовательских институтов.
Всего в науке и научном обслуживании трудятся более 4000 работников, в том числе около 40 академиков, 300 докторов наук, 1750 кандидатов наук. Неуклонно из года в год растет численность докторантов, аспирантов, студентов. Так, только численность студентов государственных высших учебных заведений сегодня превышает 50 тыс. человек (а в 1990 г. этот показатель составлял 28 тыс. человек).
Инновационная деятельность ведется также на предприятиях республики. Среди них можно назвать ОАО Научно-производственный комплекс «Русская электроника», АО «Завод им. Гаджиева», АО «Завод Дагдизель», Махачкалинский завод сепараторов, АО «Дагфос», АО «Сапфир», АО «Электросигнал», НПО «Питательные среды» и другие. Основные проблемами на сегодняшний день, тормозящими развитие инновационной экономики в республике являются следующие.
В республике отсутствует целенаправленная стратегия инновационной политики государства, направленная на развитие прогрессивного технологического уклада, способная использовать инструменты и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
Важно осуществлять поиск и более широко использовать на практике в республике венчурное финансирование инновационных замыслов. Венчурные фонды и компании - это коммерческие структуры, осуществляющие поиск, отбор и практическую реализацию технических новшеств, путем предоставления финансовых средств с целью финансовой поддержки малых и средних субъектов бизнеса, но и собственной выгоды, заключающейся в возможности получения доли в деятельности освоивших бизнес компаний, принявших условия венчурного соглашения.
Инновационные процессы в Республике Дагестан развиваются медленными темпами, масштабы создания, освоения в производстве и продвижения на рынок инновационных товаров, технологий и услуг совершенно недостаточны для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности региона. Модернизация