Фрагмент для ознакомления
2
Перевозки людей по воде относятся к наиболее древним видам путешествий с использованием транспортных средств. Первоначально это были деревянные плоты и лодки, которые в современном туризме скорее можно отнести к нетрадиционным видам транспорта. Развитие научно-технического прогресса привело к созданию громадных теплоходов – лайнеров, способных брать на борт десятки сотен пассажиров, перевозить их в комфортных условиях на большие расстояния, совершать кругосветные туры по морям и океанам и даже путешествовать среди льдов.
Обслуживание туристов водным транспортом имеет свои особенности, которые отличаются от других видов транспорта. Вода обладает своими специфическими условиями и требует определенных мер предосторожности и организации.
Перевозки пассажиров и багажа морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют международные договоры и конвенции, среди которых можно выделить Афинскую «Конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа», принятую в 1974 г. СССР присоединился к этой Конвенции в 1983 г. Российская Федерация как правопреемница Советского Союза является участником этого соглашения. Конвенция распространяется на все суда (кроме судов на воздушной подушке) и применяется к любой международной перевозке, если судно плавает под флагом государства, которое является стороной Конвенции или зарегистрировано в таком государстве; если договор перевозки заключен в этом государстве или если оно является местом отправления
или назначения судна. В то же время Конвенция не применяется в том случае, если пассажир является гражданином России и следует на судне по договору с российским перевозчиком.
При морских перевозках в территориальных водах Российской Федерации, в водах открытого моря и при заходе российских судов в иностранные морские порты действует правовой документ национального законодательства «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ), вступивший в силу с 1 мая 1999 г. Этот документ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания, под которым понимается «деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа; промысла водных биологических ресурсов- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской и ледокольной проводки; поисковых, спасательных и буксирных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей».
Если перевозчик и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации, то перевозчик несет ответственность за жизнь и здоровье российского гражданина в полном объеме в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» (с изменениями от 6 апреля 1994 г., 22 июля 1998 г.) страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров составляет 120 МРОТ, установленных законом на дату приобретения проездного документа.
Если морская перевозка носит круизный характер, то договор о морской перевозке пассажира сопровождается рядом дополнительных соглашений, касающихся сферы обслуживания клиента: питания, развлечения, экскурсионной программы.
Одной из главных особенностей обслуживания туристов на водном транспорте является безопасность. Перед отправлением каждого рейса необходимо провести проверку судна на наличие рабочих систем, таких как огнетушители, спасательные круги, спасательные жилеты и т.д. Также обязательно проводятся инструкции по безопасности для пассажиров, в которых объясняются правила поведения на борту, оказание первой помощи и прочее.
Еще одной особенностью обслуживания туристов водным транспортом является необходимость соблюдения времени и расписания. Подготовка к отправлению судна требует определенного времени, поэтому туристам необходимо приходить заранее, чтобы успеть зарегистрироваться и пройти контроль. Также отправление может быть отложено из-за погодных условий или других обстоятельств, поэтому туристы должны быть готовы к возможным изменениям в расписании.
Еще одной важной особенностью обслуживания туристов на водном транспорте является комфорт и условия пребывания на борту. В отличие от других видов транспорта, на суднах предлагается развлекательная программа, рестораны и кафе, магазины и различные сервисы. Также туристы могут насладиться прекрасным видом во время путешествия и провести время на свежем воздухе.